- 15 Июня, 2019
- Искусство
- Татьяна К
Людмила Петровна Полякова – советская и российская актриса кино и театра, народная артистка России. Почти тридцать лет она прослужила в Малом театре, где под нее поставлено множество спектаклей. Известна актриса и по многим фильмам. И если успех в театре и кино к Людмиле пришел очень быстро, то в личной жизни Поляковой было не все так гладко.
Рассмотрим далее биографию актрисы Людмилы Поляковой и фото в разные годы ее жизни.
Биография
Родилась Людмила Петровна в Москве 28 января 1939 года. В двухлетнем возрасте переезжает в Муром в связи с эвакуацией. После переезда наступают тяжелые времена для семьи, Людмила вынуждена работать, так как денег не хватало даже на самое необходимое. В раннем возрасте она выступала перед ранеными бойцами, за что получала небольшое вознаграждение. После обучения в школе рабочей молодежи устроилась воспитательницей в школе Павловского Посада.
Рассмотрим дальнейшую биографию актрисы Людмилы Поляковой.
Людмила Петровна Полякова
Людмила Петровна Полякова, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, родилась 28 января 1939 года. В 1964 году она окончила Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была приглашена в Театр на Малой Бронной. Через год Людмила Полякова перешла в Театр им. К.С.Станиславского, где проработала 17 лет (1965-1982 гг.) – там и произошло творческое становление актрисы, заставшей «золотой» период знаменитого коллектива. Наиболее яркими и значительными работами Поляковой стали Марта Кушакова («Энциклопедисты» Л.Зорина), Александра («Серафима, или Три главы из жизни Крамольникова» Л.Зорина), Роза («Маленький принц» А.Сент-Экзюпери), Лиззи («Продавец дождя» Р.Нэша), Зоя («Экспромт-фантазия» В.Токаревой), Наталья («Первый вариант Вассы Железновой» М.Горького) и другие. Артистке довелось работать с такими выдающимися режиссёрами, как Леонид Варпаховский, Борис Львов-Анохин, Анатолий Васильев, Александр Товстоногов. Уже будучи актрисой Театра на Таганке (1982-87 гг.), а затем «Школы драматического искусства» (1987-90 гг.), Людмила Полякова продолжила сотрудничество с Анатолием Васильевым, сыграв у него в спектакле «Серсо» В.Славкина роль Валюши, ставшую одним из крупных творческих достижений актрисы.
В 1990 году Людмила Петровна Полякова была приглашена в Государственный академический Малый театр. С первых же дней актриса активно включается в репертуар. Среди сыгранных ею ролей – Настасья Ивановна («Живой труп» Л.Толстого), Евдокия Лопухина («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Простакова («Недоросль» Д.Фонвизина), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), царица Мария Нагая («Царь Борис» А.К.Толстого), Атуева («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя), княгиня Тугоуховская и Хлёстова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Антоновна («Дети солнца» М.Горького), Арина Ивановна («Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова) и другие.
Удивительно органичная, склонная к импровизации, Людмила Полякова «проживает» каждый создаваемый образ, делая его близким и понятным зрителю, но, вместе с тем, никогда не противоречащим авторскому замыслу.
По своей фактуре, стати, сценическому темпераменту Полякова – истинно русская актриса. Людмила Петровна способна передать тончайшие нюансы национального характера, недаром вот уже два с лишним десятилетия на ней держится фактически весь «островский» репертуар Малого театра. В творческом багаже Поляковой такие роли, как Мавра («Дикарка»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди – сочтёмся!»), Чебоксарова («Бешеные деньги»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Филицата («Правда – хорошо, а счастье лучше», за эту работу актриса была удостоена Государственной премии России).
Творческая палитра Поляковой поистине неисчерпаема; для каждой роли Людмила Петровна находит особые краски – порой яркие, порой приглушённые, но всегда отмеченные уникальной творческой индивидуальностью самой актрисы. Понятие «амплуа» к Поляковой неприменимо – с одинаковым успехом сегодня она может сыграть лукавую выдумщицу Филицату, а завтра выйти на сцену в роли Марии Нагой – бывшей царицы, потерявшей сына при трагических обстоятельствах и одержимой жаждой мести человеку, которого считает повинным в его гибели.
Воплощаемые Поляковой образы неизменно отличаются психологической глубиной и виртуозной отделкой деталей. Наделённая чувством юмора и богатой фантазией, артистка может «утеплить» персонаж множеством сценических «придумок», а может с помощью нескольких штрихов создать гордую, наделённую волевым характером, мучающуюся героиню – такова Лиззи из «Продавца дождя» (Театр Станиславского), моментально возведшая Полякову в число лучших отечественных актрис. В «Детях солнца» у её Антоновны совсем мало реплик, однако героиня Поляковой несёт колоссальную смысловую нагрузку, своим почти молчаливым присутствием помогая связать воедино общую ткань спектакля. Хлопотливая, одетая во всё белое, раздражающая остальных персонажей неуместной, как им кажется, заботой, Антоновна похожа на ангела-хранителя, пытающегося спасти рушащийся на глазах зрителя мир.
Людмила Полякова – популярнейшая киноактриса. Она хорошо известна миллионам зрителей по таким фильмам, как «Секретарь парткома», «Восхождение», «Агония», «Прощание с Матёрой», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Хозяйка детского дома», «Молодая хозяйка Нискавуори», «Мать Урагана», «Отряд», «Встретимся в метро», «Бумер», «Каникулы строгого режима» и многим другим. На счету Людмилы Петровны работы в многочисленных сериалах, в том числе «Михайло Ломоносов», «Самозванцы», «За кулисами», «Казус Кукоцкого», «Есенин», «Доктор Живаго», «Тяжёлый песок», «Замыслил я побег…», «Земский доктор». Всего актрисой сыграно более 70 ролей в кино и на телевидении.
Поступление в Театральное училище
Спустя время будущая актриса поступила на океанографа. Параллельно с занятиями в институте Людмила изучает французский язык и стенографию. На тот момент ее мама вернулась в Москву, где девушка увидела объявление о наборе студентов в Театральное училище им. Щепкина. На свое же удивление, Людмила Петровна поступила с первого раза, покорив сердца членов приемной комиссии. Самое интересно, что она и подумать не могла о карьере актрисы. А причиной таких мыслей был высокий рост – 176 сантиметров.
На интервью актриса призналась, что именно из-за роста и внешности перед комиссией чувствовала себя неуверенно. А в школьные годы ее охватывало чувство смущения на линейках, потому что была выше всех, или же в автобусе или трамвае.
Детство и юность
Людмила родилась в Москве 28 января 1939 года. Когда малышке было всего два года, началась война, и мать вместе с ребенком эвакуировали в город Муром, где и прошло раннее детство девочки. Семья жила бедно. Людмила вспоминает, что пришлось начинать работать в раннем возрасте, так как в доме не было даже самого необходимого.
Через некоторое время девушка отправилась в солнечную Одессу — загорелась идеей стать океанографом. Помимо учебы в институте, в молодости Полякова изучала французский язык и занималась стенографией. О карьере актрисы в тот момент Людмила Петровна боялась и мечтать. Не потому, что не видела себя на сцене, а из-за роста. Сегодня это звучит удивительно, но в конце 50-х годов Людмила Полякова с ее 176 см выглядела не просто высокой, а шокирующей.
Но однажды, приехав в Москву, куда уже давно вернулась из эвакуации мать, исполнительница увидела объявление о приеме в Театральное училище имени М. С. Щепкина. Людмила Петровна решила, что ничего не теряет, и подала заявление. Поляковой с первого раза удалось покорить приемную комиссию. Особенно настаивал на зачислении фактурной абитуриентки любимец публики Юрий Соломин. Позднее актер сыграл значительную роль в судьбе Поляковой, когда поспособствовал принятию исполнительницы в Малый театр.
Работа в театре
После окончания училища в 1964 году по распределению Людмила Полякова, биографию и личную жизнь которой мы рассматриваем в статье, попадает в театр на Малой Бронной.
Там Людмила проработала лишь один год, после чего в 1965 году перевелась в театр имени К. С. Станиславского. Но и в этом театре она не задержалась долго, и совсем скоро покоряла театр на Таганке (1982-1987 гг.) и театр «Школа драматического искусства» (1987-1990 гг.). В 1990 году актриса уже выступает на сцене Малого театра. Именно он становится ей родным местом и вторым домом. Людмила и сейчас входит в труппу театра, и уже более 25 лет покоряет сердца зрителей своими выступлениями.
Рассмотрим далее, как сложилась личная жизнь актрисы Людмилы Поляковой.
Кинематографические проекты
В 1970 году Людмила дебютировала в драме «Глава парткома» в образе секретаря партийного комитета – Полины Гончаренко. Ее героиня сильная, отважная женщина, готовая ради справедливости идти по головам. При этом ей придется пожертвовать личной жизнью ради судеб односельчан. За эту работу Полякова была награждена почетной премией Минского кинофестиваля «ВКФ».
Следующие двадцать лет, актриса играла в разноплановых лентах известных советских кинорежиссеров, заслужив любовь и уважение зрителей. Наиболее известными стали такие фильмы с ее участием:
- «Почти смешная история»;
- «Вас ожидает гражданка Никанорова»;
- «Хозяйка детского дома»;
- «Встретимся в метро»;
- «Борис Годунов»;
- «Семь дней Надежды».
В 1990 году Людмила получила главную роль в картине чехословацкого производства «Мать Урагана». Актриса перевоплотилась в образ вдовы Агны Ветер, восхитив многих критиков реалистичностью игры.
Затем Полякова снялась в эпизодах таких кинолент, как: «Каменская», «Бумер», «Даша Васильева. Любительница частного сыска-3», «Доктор Живаго», «Каникулы строго режима».
Новая волна популярности обрушилась на Полякову после мелодрамы Мирослава Малича «Земской доктор». Актриса сыграла врача на пенсии Римму Ивановну, которая своей добротой и простодушием тронула сердца многих телезрителей. В этом проекте Людмила работала на протяжении всех сезонов сериала.
В 2013 году Полякова пополнила творческую копилку десятью полнометражными лентами. В 2021 году Людмила сыграла главную роль в мелодраматической ленте «Все еще будет». Затем вышли еще две картины с участием талантливой, народной артистки России, под названиями: «Пурга» и «Три сестры».
Личная жизнь Поляковой
В студенческие годы у Людмилы завязывается роман с однокурсником Василием Бочкаревым, талантливым актером театра и кино, как и Полякова. Поженились они после окончания училища. По их словам, они и жизни не представляли друг без друга. Их отношениям в браке могли бы позавидовать многие: без ссор, скандалов и выяснений отношений.
Однако, как известно из биографии актрисы Людмилы Поляковой, семья не сложилась, и они развелись. Как говорит сама актриса, причиной стало отсутствие детей в их семье, им не для кого было сохранять союз. Но, несмотря на это, у нее все еще есть теплые чувства к первому мужу. Даже спустя много лет они поддерживают хорошие дружеские отношения, играют вместе в Малом театре и сожалеют, что все-таки не смогли сохранить союз.
Выбор жизненного пути
Однажды будущая актриса Людмила Полякова отправилась в Москву навестить родителей. Случайно девушка оказалась рядом с Щепкинским училищем, заметила объявление о наборе студентов. Она подала заявление и поступила с первой попытки, сумев очаровать приемную комиссию. Известно, что на ее приеме особенно настаивал Юрий Соломин.
Студенческие годы пролетели незаметно, так как Людмила практически все свое время посвящала занятиям. У нее был период сомнений в своем таланте, однако поддержка педагогов помогла их преодолеть. Полякова успешно окончила Щепкинское училище в 1964 году.
Второй брак
Второй брак у актрисы был с летчиком. Будущий супруг Поляковой ухаживал за ней, на их встречах дарил ей букеты. Вскоре они закрепили свой союз бракосочетанием, когда Людмила была беременна. Но их брак тоже быстро распался, но уже не по причине отсутствия детей, как в первом, а наоборот — не было между ними сильной любви. В очередном интервью Людмила рассказала, что имелись частые случаи, когда им не удавалось видеться длительное время. Бывало, что она уезжала на гастроли в тот момент, когда ее супруг возвращался с рейса. Как известно из биографии, семья актрисы Людмилы Поляковой во втором браке также не сложилась. После двух неудачных браков она больше не состояла в союзах и не искала себе нового спутника жизни, а посвятила себя сыну и сцене.
Биография актрисы Людмилы Поляковой после рождения сына
В 1974 году у актрисы рождается сын Иван. Тут сразу появилась проблема – с кем оставлять ребенка, пока она работает. Актерская зарплата не позволяла нанять няню для сына, поэтому Полякова вынуждена была брать ребенка с собой на репетиции и выступления. Ивану хотелось быть, как его мать, актером театра. Однако театральный факультет он так и не закончил, бросил после нескольких первых семестров. Его заинтересовала музыка. Став известным ди-джеем, сын актрисы гастролирует по всей Европе. На данный момент он проживает в Барселоне вместе со своей супругой. У этой пары растет дочь Александра.
Личная жизнь
В Щепкинском училище у Людмилы Поляковой завязались романтические отношения с однокурсником Василием Бочкаревым, который тоже добился значительного успеха. Прожив немало лет вместе, супруги разошлись. Как считает актриса, причиной этого стало то обстоятельство, что в семье так и не появились дети. Но расставались Полякова и Бочкарев по-доброму, остались в хороших отношениях, а спустя много лет вместе играли в Малом театре.
Второй супруг Поляковой не принадлежал к творческой профессии. Муж был летчиком, часто отлучался в командировки, и по этой причине брак оказался достаточно краткосрочным. Людмила Петровна в интервью рассказывает, что нередко получалось так, что супруг прилетает из рейса, а Людмила тут же уезжает на гастроли. Личная жизнь актрисы вскоре расстроилась. Но этот союз подарил актрисе радость материнства.
В 1974 году Полякова родила сына Ивана, который пытался пойти по стопам матери, но, проучившись на театральном факультете всего несколько семестров, оставил эту затею и переключился на музыку. Сейчас Иван гастролирует по Европе как диджей, а проживает постоянно в Барселоне, где живет вместе с женой-испанкой.
Чтобы почаще видеться с сыном, Людмила Полякова продала подмосковную дачу и купила апартаменты в столице Каталонии. Квартиру там актриса называет «моя Барселонщина». Артистка проводит в Испании не менее 3-4 месяцев в году.
Дальнейшая жизнь Поляковой
Актриса Людмила Полякова (фото прилагается к статье) продала свой дачный домик, находящийся недалеко от Москвы. На деньги от продажи дачи она приобрела квартиру в Барселоне, чтобы быть поближе к сыну. В своих заграничных апартаментах она проводит 3–4 месяца не только для того, чтобы провести время с семьей сына, но и отдохнуть московской жизни, любуясь необычайно красивой испанской природой. Прошло несколько лет после развода Людмилы Петровны со вторым супругом, как в ее личной жизни появляется новый роман с режиссером Андреем Смирновым. Развиваться их отношения начали во время экспедиции, но быстро закончились по возвращении в Москву. Этот роман нанес душевную травму актрисе, в отличие от режиссера, который считал их отношения обычным служебным романом.
Самое интересное
Актрисы, получившие «Золотую малину» за худшую женскую роль (13.02.2020)
Актрисы, которые изуродовали себя ради роли (06.12.2017) В самом ее начале Людмиле Петровне неожиданно предложили главную роль в спектакле «Дядюшкин сон», и ей в короткий срок пришлось выучить огромный объем текста.
В следующем сезоне ее уже включили в «Волки и овцы», а дальше роли посыпались одна за другой.
«Вот уже два десятка лет на ней держится весь «островский» репертуар», — сказал художественный руководитель театра.
Полякова – ведущая актриса Малого, на сцене которого она создала немало прекрасных образов, в их числе Евдокия Лопухина в «Царь Петр и Алексей», Настасья Ивановна в «Живом трупе», Антоновна в «Детях солнца», Анна Андреевна в «Ревизоре» и множество других.
Роман с Васильевым
Как указано в биографии актрисы Людмилы Поляковой, у нее был роман с театральным режиссером Анатолием Васильевым. Познакомились они, когда она выступала в театре «Школа драматического искусства». О своих отношениях Людмила предпочла не рассказывать, чтобы не вызывать подозрения, будто бы актриса с режиссером ради хороших ролей. Расстались они спустя двенадцать лет отношений: их чувства охладели, тогда-то они и решили прекратить столь долгий роман. Сейчас Людмиле неплохо живется одной.
Рассматривая биографию актрисы Людмилы Поляковой, семью и фото, остановимся подробнее на фильмографии.
Людмила Полякова сейчас
Сейчас Людмила Полякова остается востребованной актрисой. В 2016 году артистка появилась в комедии «Вы все меня бесите» со Светланой Ходченковой в главной роли. Фильм транслировался по телеканалу «СТС» в начале 2021 года. Людмила Полякова сыграла врача.
Главная роль героини Усихи актрисе досталась в сериале «Все еще будет». В этом же году завершились съемки драмы Юрия Грымова «Три сестры», в которой в основной актерский состав, помимо Людмилы Поляковой, вошли Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Максим Суханов, Игорь Ясулович, Александр Балуев.
Фильмография
Через год после окончания института Полякову пригласили с киностудии «Мосфильм» сыграть в киноальманахе 1967 года «Начало неведомого века», где ей была дана роль в фильме «Ангел». Затем роль второстепенного героя в драматическом фильме «Дорога домой» — подруги главной героини Маши. Свою первую главную роль Людмила сыграла в фильме «Секретарь парткома», где была девушкой из колхоза Полиной Гончаренко. С каждой новой кинокартиной сыгранные ею персонажи становились все интереснее, труднее и объемнее. Но главную для себя роль Полякова сыграла в фильме «Хозяйка детского дома». Важной она считается, потому что посвящена матери актрисы, с которой у Людмилы отношения были натянуты. Заслуженная артистка России обвиняла свою маму в том, что та мало уделяла ей внимания. Но повзрослев, Людмила Петровна простила свою мать. Как ни странно, но Поляковой была роднее и ближе сцена, нежели площадка видеосъемок, поэтому большинство ролей в кино – второстепенные герои фильма. Но это герои с характером и своей «изюминкой». В 1970 на экраны выходит фильм «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые», где также промелькнет Людмила. А в 1974 году вышел фильм «Фронт без флангов». В нем актриса играет председателя колхоза Клавдию Герасимовну. Съемки фильма 1976 года «Восхождение» проходили в Муроме, где провела свои детские годы Полякова. По словам Людмилы, актер должен играть, не ограничиваться, постоянно быть на телеэкранах в разных амплуа и жанрах кино. Заметить актрису можно и в комедии, и в мелодраме, историческом, художественном и во многих других жанрах. Ей были даны роли в таких кинокартинах, как:
- «Время – московское»;
- «Вас ожидает гражданка Никанорова»;
- «Почти смешная история»;
- «Палач»;
- «Продавец дождя»;
- «Жила-была одна баба».
Пополняют список фильмографии и телеспектакли «Повесть об одной любви»,«Молодая хозяйка Нискавуори». 80-е годы актриса начала с роли в трагической мелодраме «На берегу большой реки». Сюжет повествует о девушке, которая взяла к себе под опеку троих детей-сирот. Поляковой досталась же роль тетки Брагиной. Дальше она снялась в кинокартинах «Прощание» 1982 года героем второго плана – подругой Дарьи, и в «Конец бабьего лета» в образе Аграфены Куприяновны. За все время, что Людмила Петровна снимается в кино, она успела примерить образ и властной мачехи Ирины Семеновны Ломоносовой (Корельской) в сериале 1986 года «Михайло Ломоносов», рассказывающем биографию русского ученого-естествоиспытателя; и бесстрашной Веры в военной мелодраме «Отряд»; и тети Шуры в компании еще одной прекрасной и талантливой актрисы Елены Сафроновой в драме 1985 года «Чужой звонок»; и в образе проходчицы метро Ангелины в военном двухсерийном кино 1985 года «Встретимся в метро»; даже в роли следователя в детективно-криминальном кинокартине 1986 года «Очная ставка». Людмила Полякова работала с разными студиями, например, с «Таджикфильм» и снялась в созданной ею мелодраме «Квартира». В 1992 году актрисе предлагают роль в первом российском сериале «Мелочи жизни». Съемки фильма были на протяжении пяти лет. В этом сериале Полякова сыграла вместе с Марией Зубаревой и Сергеем Колесниковым. В этот же момент Людмиле предлагают роль свекрови в мелодраме «Любовь французская и русская», на что она соглашается. Заметить артистку можно и в современных фильмах: «Каникулы строгого режима», «Бумер», «Реальная сказка», «Жена генерала» и многих других. Перевоплощалась она и в различных героев современных сериалов:
- «Каменская»;
- «Есенин»;
- «Вы все меня бесите»;
- «Даша Васильева: любительница частного сыска»;
- «Тяжелый песок».
Недавно Людмила Петровна Полякова отметила свое восьмидесятилетие. Но возраст не мешает ей посвящать себя сцене и кино. Она снялась в мюзикле «Детка», где примерила роль директора школы Быстровой Люсьены Эдгардовны. Среди последних кинокартин «Три Сестры», «Пурга», «Все еще будет». Всего она приняла участие в съемках около девяноста фильмов и сериалов.
Фильмы
Кроме театральных ролей, в творческой копилке Людмилы Петровны около девяносто работ в кино. В своем первом фильме «Начало неведомого века», вышедшем на экраны в шестьдесят седьмом году, она сыграла небольшую роль беременной крестьянки.
На фото: Людмила Полякова в фильме «Перед ужином»
Со временем роли становились все объемнее, потом актрисе начали доверять играть главные. В кинематографической биографии Людмилы Поляковой особое место занимает фильм «Хозяйка детского дома», который актриса посвятила своей маме.
В фильме «Хозяйка детского дома»
С матерью у нее всегда были сложные отношения – по мнению Поляковой, она уделяла ей мало внимания, и только со временем, уже сама став взрослой женщиной, она простила маму.
«Бесконечная нежность к ней и печаль — это то, что я чувствую, вспоминая ее трудную жизнь, где все подчинялось борьбе за кусок хлеба», — говорит Людмила Петровна.
В картине «Восхождение» Людмила Петровна снималась в Муроме, месте, где прошли ее детские годы в эвакуации.
«Восхождение»
Даже к ролям в сериалах Полякова относится серьезно. По ее мнению, «в сериалах нужно играть. Нельзя отгораживаться, нужно мелькать на экране». Людмила Полякова органично смотрится в фильмах разного жанра и соглашается сниматься и в мелодрамах, и в картинах классического сюжета, и в комедиях.
На фото: в фильме «Каникулы строгого режима»
Не отказалась она и от предложения сняться в «Бумере», хотя съемки проходили в тяжелых условиях, и получила она за них копейки. Ей интересно работать с молодыми актерами, с которыми легко общаться, потому что разницы в возрасте она не ощущает.
«Бумер»