Пилецкая: красивая и успешная!
На ее счету около 100 театральных ролей и более 45 кинофильмов, среди них такие как «Зеленая карета», «Княжна Мери», «Разные судьбы», «Сильва», «Прощание с Петербургом». Она позировала художнику, а по совместительству — своему крестному отцу Кузьме Петрову-Водкину. Татьяна хорошо помнит Алексея Толстого: громкоголосого и большого, жившего по соседству с ее крестным. Ей приписывали романы с самыми знаменитыми красавцами страны – Георгием Юматовым, Олегом Стриженовым, Александром Вертинским.
Татьяна Пилецкая – актриса, биография которой похожа на увлекательный рассказ, настоящее женское счастье почувствовала лишь после сорока лет; предшествовавший этому период состоял из борьбы за выживание, душевной боли и потери близких людей.
Отношения с мужчинами
Подросшая красавица разбивала мужские сердца, даже не замечая этого. Удивительно ли, что о ней шло много разговоров и пересудов? Ей приписывали романы, стоило ей лишь с кем-то заговорить. Выдающаяся красавица, казалось, должна была разбить сердце каждому талантливому человеку, получившему известность в те времена. Поэтому рядом с ней хотели видеть многих мужчин, подозревали в близком знакомстве с ней таки личностей:
- Александра Вертинского.
- Георгия Юматова.
- Стриженова.
Но главный роман Татьяны закрутился с кинематографов, начало карьеры пришлось на съемки для экрана. Служить в театре она перебралась намного позднее, хотя традиционная карьера актеров складывается строго наоборот.
Фото: kulturologia
Но Пилецкая работает в “Балтийском доме” с 96 года и не собирается уходить на пенсию. Более того, она не ограничивается одним театром, успевая еще выходить на сцену в антрепризном театре “Приют комедиантов”.
Жизнь маленькой Танюши
Татьяна Пилецкая, фильмы которой с увлечением смотрела вся страна – коренная петербурженка. Она родилась 2 июля 1928 года в доме, ранее целиком принадлежавшем ее родной бабушке. После революции и последовавшего в ее результате «уплотнения» семья будущей актрисы оказалась в двух маленьких комнатках с выходом на черную лестницу, по которой раньше ходила только прислуга. С соседями вчерашним хозяевам повезло: это был Сергей Эйзенштейн, которого маленькая Таня никогда не видела, и братья Васильевы – мэтры киноиндустрии. На тот момент легендарные режиссеры даже не могли догадываться, что с ними на квадратных метрах проживает Татьяна Пилецкая – актриса, будущая звезда советского кино, сумевшая в 1957 году покорить Венецианский фестиваль своим талантом и красотой. Именно ее захотят увидеть в своих картинах несколько европейских киностудий, но в СССР не было принято отпускать своих артистов работать за границу. Да и предложения о сотрудничестве в те времена зачастую не доходили до адресатов.
Детство и юность
Татьяна Урлауб, или более известная как Пилецкая, родилась 2 июля 1928 года в центральной части Ленинграда близ Таврического сада.
Её отец Людвиг Львович Урлауб немец по происхождению, из-за этого возникали серьёзные проблемы. Людвига дважды репрессировали из-за происхождения в 1937 и 1942 году. Свободу обрёл только в 1958. Будущей актрисе пришлось скрывать свои немецкие корни, при получении паспорта она указала отчество Львовна.
С мамой и братом (1931)
Семье приходилось жить в небольшой квартире. До революции дом полностью принадлежал бабушке Татьяны, но с приходом Советской власти планировку дома переделали, заселили новых жильцов. Одним из них был С. Эйзенштейн, который занимался режиссурой театра и кино. Он был первым, кто подтолкнул молодую Пилецкую в сторону актёрского мастерства.
Крёстным отцом стал знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин, который написал портрет девятилетней Тани. Картина называется «Девочка с куклой» и хранится в художественном музее в Таллине – столице Эстонии. Впоследствии Кузьма посоветовал маме девочки, Евгении Давыдовой, отдать Таню в хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Однако с наступлением войны 1941 года девочку отправили в Пермскую область, туда же эвакуировали и хореографическое училище. В Перми Татьяна продолжала обучение танцу. После победы в войне Татьяна окончила хореографическое училище, но танцовщицей так и не стала. Одной из причин ухода послужила смерть брата Владимира Урлауба и бабушки во время войны.
С мамой в юности
Татьяна Пилецкая обучалась в Большом театре имени Горького. После упорного обучения она начинает выступать в Театре музыкальной комедии.
В молодости
Праправнучка знаменитой улан-девицы
Прапрабабушка Татьяны Пилецкой, от которой девочка унаследовала сильные черты характера, звалась Луиза Графемус. Эта женщина была улан-девицей. Ее супруг воевал против Наполеона в русской армии, и она приняла решение его найти. Оставила дома двоих детей, переоделась в мужскую форму, выступила на стороне русского войска в корпусе генерала Блюхера, была ранена в шею, затем в ногу, лишилась одной руки и вышла на пансион в чине уланского вахмистра. Мужа она нашла, но его убили на ее глазах на следующий день. Подвиг Луизы в те времена восторженно описывали газеты, а ее саму называли второй Надеждой Дуровой. Потом прабабушка Татьяны смогла выйти замуж в третий раз за печатника Иоганна Кессениха, которому родила еще нескольких детей.
В 40-х годах 19 века приобрела «Красный кабачок», знаменитый тем, что в нем провела свою бессонную ночь накануне своего прихода к царскому трону Екатерина II. Именно это заведение упоминается в произведениях Тынянова, Лермонтова, Пушкина. Также у Луизы был танцевальный класс, описание которого встречается в русской классике.
Возможно, это мистика, но свой дебютный выход на профессиональную сцену Пилецкая Татьяна Львовна совершила в деревянном театре Измайловского сада, построенного на тот самом месте, где ранее находился танцкласс ее прабабушки.
В начале карьеры Татьяны был кинематограф, с которым она со временем рассталась и перешла работать в театр. Обычно происходит наоборот. В хореографическое училище отдать Татьяну советовал ее крестный, однако стать настоящей танцовщицей помешала война.
КРЕСТНАЯ ДОЧЬ ПЕТРОВА-ВОДКИНА
Это потрясающе, но Татьяна Пилецкая — это та самая «Татуля», изображенная на знаменитом портрете Кузьмы Петрова-Водкина, написанном в далеком 1937 году!
Картина Петрова-Водкина «Портрет Татули». Художник умер через два года после того как написал это полотно, но он успел дать наказ родителям крестницы: пусть Таня занимается хореографией.
Когда смотришь на эту картину, непроизвольно приходит мысль: а какой стала эта девочка с таким недетским лицом, когда выросла? Оказывается, вот какой!
Художник был крестным отцом Тани. Он написал портрет на веранде дачи в Сиверском, где отдыхал летом. Татуля держит в руках куклу, которую подарил ей папа, а поскольку непоседливой девочке было трудно позировать аж четыре сеанса, художник разрешил ей двигаться. Между прочим, букет цветов, который стоит на столе — стал «героем» еще одного натюрморта Петрова-Водкина «Букет цветов и лампа», да и родители Татули часто попадали в картины. Правда, почему-то чаще всего Петров-Водкин изображал их со спины…
На картине спиной у окна изображен отец Татьяны. Актриса считает работу пророческой. До 1937 года было далеко, но художник уже тогда изобразил страх перед «черными воронками» и будущее ее отца, который позже был сослан на 15 лет.
Долгое время портрет считался утраченным, но года четыре назад его обнаружили в Эстонии. У Татьяны был вечер в Таллине, на который директор музея под охраной принесла картину, растрогав актрису до слез.
Кстати, именно Петров-Водкин посоветовал родителям девочки отдать Татулю учиться хореографии: он любил бывать на семейных вечерах семьи, когда мама играла на рояле, папа — пел, а дочка Таня — танцевала. Девочка поступила в Вагановское училище и там стала героиней еще одного шедевра. Ее запечатлел скульптор Алексей Пахомов в виде фигурки балерины, завязывающей пуант.
Оригинал хранится в Русском музее, а небольшое количество копий в розовом и зеленом платье было изготовлено на Ленинградском Фарфоровом заводе. Эти фигурки стоят сегодня больше ста тысяч рублей.
В фарфоровой статуэтке «Юная балерина» художник Пахомов запечатлел будущую актрису Татьяну Пилецкую.
Любопытно, что Татьяна Пилецкая — этническая немка. Ее настоящее имя — не Татьяна Львовна, а Татьяна Людвиговна Урлауб. Предки Пилецкой владели фирмой по производству очков. И, например, знаменитое пенсне Чехова было изготовлено на фирме ее прадеда.
Эскиз рисунка хранится в «Русском музее».
Удивительна история пра-прапрабабушки будущей актрисы, Луизы Графемус-Кессених. Она участвовала еще в войне с Наполеоном, решив отомстить за смерть мужа: переоделась мужчиной и умудрилась попасть в состав прусской армии. На войне совершила несколько подвигов, а в битве при Ватерлоо потеряла правую руку. В газетах ее называли «второй Надеждой Дуровой». А после того как месть свершилась, женщина вернулась к мирной жизни, вышла второй раз замуж и стала примерной матерью большого семейства.
Пра-прапрабабушку Татьяны, потерявшую руку в битве при Ватерлоо, сравнивали с Надеждой Дуровой.
«Моя карьера актрисы начиналась после войны, с массовочки, групповочки, эпизодов и маленьких ролей, — вспоминает Пилецкая. — Это были послевоенные годы, съемочный день стоил 4 рубля 50 копеек, что было вполне прилично, ведь жили мы бедно и тяжело».
Первой небольшой ролью Татьяны стал фильм «Золушка», тот самый, где «Золушку» играла Янина Жеймо. В фильме было много балетных сцен, и восемнадцатилетняя Таня танцевала в массовке. Специально для нее сшили очень красивое голубое платье, правда, после того как уже в наше время черно-белое кино раскрасили — получился казус. Платье стало не голубым, а розовым!
Первая роль Татьяны Пилецкой — в фильме «Золушка», где было много балетных партий. Специально для Татьяны сшили красивое голубое платье, которое уже в наше время, после раскрашивания черно-белой ленты стало розовым.
А настоящей визитной карточкой Пилецкой стал снятый в 1956 году фильм «Разные судьбы» о судьбах выпускников ленинградской школы. Как признается Татьяна Львовна, окончательно в кино ее заманил Александр Вертинский. С ним, между прочим, девушке приписывали роман, равно как и с Марком Бернесом, да и вообще с самыми красивыми мужчинами того времени. Считалось, что перед очарованием Пилецкой не устоит никто. А еще принято считать, что именно Пилецкую обозвала «ласковой сукой» актриса Татьяна Доронина, обидевшись, что Татьяна Львовна увела у нее мужа, Олега Басилашвили.
Пилецкая Татьяна Львовна: биография военного времени
Во время войны, в 1941 году, их училище из Ленинграда отправили в эвакуацию под Пермь; условия были там очень тяжелые, но в тысячу раз лучше, чем в блокадном городе. Татьяна, наряду с другими студентами, голодала, но более всего в то время ее мучила мысль о судьбе оставленных родных и близких.
После возвращения девушка узнала, что бабушка умерла от голода, брат погиб на фронте, от дома ничего не осталось. По причине немецкого происхождения был репрессирован отец – Урлауб Лев Людвигович, отбывавший срок в Краснотурьинске. На свободу он вышел только в 1958 году.
На этом свете они были только вдвоем: Татьяна и ее мама. Все это горе наложило отпечаток на душевное и эмоциональное состояние девушки, принявшей решение, что балериной она уже быть не сможет. Окончив в 1945 году хореографическое училище, Татьяна Пилецкая, биография которой прочно связана с театральной сценой, начала заниматься в студии при Большом драматическом театре имени Горького, некоторое время спустя стала артисткой Театра музыкальной комедии, и не без помощи Королькевича Анатолия Викторовича, замечательного актера, достаточно часто приглашалась на съемки в эпизодических ролях.
Театр и фильмы
Первое время после возвращения в Ленинград семья жила бедно. Мать работала сторожем в военном ателье, но денег едва хватало, и артистка хваталась за любую возможность заработать. После окончания школы она танцевала в кордебалете Театра эстрады, затем служила в Театре музкомедии. Раз в несколько месяцев девушка демонстрировала наряды в Ленинградском доме моды, зарабатывая 300 руб. за показ, что хотя бы ненадолго облегчало жизнь.
Сниматься в кино Пилецкая тоже решила из желания улучшить материальное положение. Она начала с массовки в «Ленфильме», играла в картинах «Солистка балета» и «Золушка», но ее имя даже не было указано в титрах. В фильме «Пирогов» Татьяна Львовна тоже должна была появиться только в эпизоде, но, поскольку режиссер так и не нашел актрису на роль Даши, она досталась юной исполнительнице.
Хотя лента имела успех у зрителей, знаменитость решила сделать перерыв в карьере, чтобы посвятить себя семье. Она уехала за Полярный круг вслед за мужем-офицером, но быстро заскучала. Тогда артистка развернула бурную деятельность — ставила спектакли для школьников, читала «Блокнот агитатора» на радио, выступала в Доме офицеров. Но и этого оказалось недостаточно, поэтому во время очередного отъезда супруга она забрала ребенка и вернулась в Ленинград.
Татьяна Пилецкая и Татьяна Конюхова (кадры из фильма «Разные судьбы»)
В родном городе исполнительница вновь начала сниматься в кино. Она сыграла Веру в фильме «Княжна Мери», на площадке которого ее заметил режиссер «Разных судеб» Леонид Луков. Он сразу разглядел в Пилецкой исполнительницу роли Тани Огневой, доставшейся ей без проб. Ее коллегами по площадке стали Юлиан Панич, Татьяна Конюхова и Георгий Юматов.
В итоге образ тщеславной и эгоистичной героини принес актрисе всенародную славу. С ней печатали открытки, продавали фото, а модницы подражали прическе и стилю. Но в то же время фильм поставил крест на карьере девушки.
Роль далась знаменитости настолько правдоподобно, что в последующие годы не только зрители, но и режиссеры ассоциировали ее с Огневой и отказывали в прослушиваниях. Первое время ей еще удавалось куда-то «пробиться», и Татьяна Львовна сыграла Галину в «Олеко Дундич», Анну в «Мечты сбываются» и Ларису в «Иду к вам!», но после 1961 года наступило затишье.
Пилецкая не отчаялась и приняла приглашение в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола («Балтийский дом»), в котором служит и сейчас. Она играла во многих постановках, включая «Деревья умирают стоя», «Семья в подарок» и «Ма-Мурэ».
Только в середине 60-х знаменитость вновь вернулась на экраны. Она пополнила фильмографию такими проектами, как «Зеленая карета», «В старых ритмах», «Тайны следствия». В 2009 году Татьяна Львовна исполнила главную роль в сериале «Вербное воскресенье». По словам артистки, с возрастом она стала только более востребованной. Пилецкая активно играла в кино и театре, снималась в телешоу, среди которых «Мой герой» и «Судьба человека».
Но в конце 2021 года исполнительница сообщила поклонникам печальную новость — она заразилась коронавирусом. Звезда пожаловалась на слабость и сообщила, что будет лечиться дома. Из-за состояния здоровья артистки руководству «Балтийского дома» пришлось отменить спектакли с ее участием.
«Пирогов» — удачный старт молодой актрисы
Далее судьба свела Татьяну с Козинцевым Григорием Михайловичем — советским кинорежиссером. Для Пилецкой это была невероятная удача, своего рода толчок в мир киноиндустрии. Татьяна снялась в фильме «Пирогов». Изначально ей был выделен крошечный эпизод, связанный с ездой верхом на лошади. Но Козинцев в то время находился в поисках актрисы для роли Даши Севастопольской. Возможно, юный возраст, красота, абсолютная наивность девушки и подтолкнули его на мысль попробовать Пилецкую в этом амплуа. Это была первая значительная роль в кинокарьере успешной актрисы.
Неопытная и наивная, она находилась на одной съемочной площадке с такими мэтрами актерской игры, как Константин Скоробогатов, Ольга Лебзак, Алексей Дикий, Владимир Честноков. На премьере фильма Татьяне побывать не довелось, она уехала с первым своим мужем по месту его службы. Позже, по возвращении, она поздравила Козинцева с удачной премьерой, а он подарил ей коляску для новорожденной малышки.
Знакомство с самим Вертинским!
Среди поклонников Татьяны, которых было большое число, особое внимание обращал на себя Александр Вертинский. Не отличавшийся особой красотой, невероятно высокий и элегантный, он производил сногсшибательное впечатление на женщин. Публика принимала его на ура.
Познакомились Татьяна с ним на одном из концертов с легкой руки маминой подруги, после чего Вертинский стал часто ее приглашать на свои выступления. Иногда она ходила с ним в рестораны и даже попробовала первый раз жульен, от которого была в полнейшем восторге. Пилецкая Татьяна Львовна, биография которой имеет как взлеты, так и падения, обязана ему ролью Веры в фильме «Княжна Мери», снимавшемся по произведению Лермонтова «Герой нашего времени». Вертинский передал фотографии Тани режиссеру Анненскому, и та после долгих совещаний худсовета таки была утверждена на роль. После этого, с легкой руки Вертинского, у Татьяны было еще несколько хороших работ: «Олеко Дундич», «Дело № 306», «Невеста» и, конечно же, «Разные судьбы» — фильм Леонида Лукова, сделавший актрису популярной.
Самое интересное
Поклонница Джоли сделала множество операций, желая походить на актрису (15.12.2017)
Актрисы с большими носами (22.03.2018)
Ради этой роли актриса научилась гарцевать на лошади, а в титрах этой картины она впервые появилась уже под новой фамилией – Пилецкая. В тот период в личной жизни Татьяны Пилецкой произошли серьезные изменения – она вышла замуж, после съемок уехала с мужем-военным на север и на премьере «Пирогова» так и не побывала.
В фильме «Княжна Мери» Татьяна сыграла Веру — на эту роль ее рекомендовал Александр Вертинский.
«Александр Николаевич взял мои фотографии и передал на Студию имени Горького, где в тот момент собирались снимать фильм „Княжна Мэри“. А режиссеру посоветовал: мол, попробуй эту актрису на роль Веры. Так благодаря Вертинскому меня пригласили на пробы», — вспоминает Татьяна Людвиговна.
Потом было еще несколько удачных картин, а в пятьдесят шестом актрису пригласили в фильм, который принес ей оглушительную популярность.
«Княжна Мэри»
Однако роль стервозной красотки, которую пришлось сыграть Татьяне Людвиговне в картине «Разные судьбы», имела не только положительное, но и отрицательное влияние на ее карьеру – она настолько реалистично сыграла свою героиню, что многие зрители и режиссеры уже не могли представить ее в другом образе.
На фото: Пилецкая в фильме «Разные судьбы»
Как для актрисы это имело для Пилецкой отрицательные последствия – ее не утверждали на роли, в которых ей хотелось бы сняться, из-за того, что взгляд актрисы казался режиссерам, видевшим в ней ее прежнюю героиню, слишком злым.
«Невеста»
Татьяна Людвиговна была очень благодарна Никулину и Шределю за приглашение в фильм по произведению Чехова «Невеста», в котором она сыграла центрального персонажа.
На фото: Пилецкая в «Сильве»
Долгое время Пилецкой доставались лишь роли второго, а то и третьего планов, пока в начале восьмидесятых она не снялась в музыкальной картине «Сильва», в которой сыграла мать главного героя. Отличием этой роли от предыдущих стало то, что она была первой в биографии Татьяны Пилецкой возрастной, когда актриса представала перед зрителями уже не роковой красавицей, а благородной дамой средних лет. Непривычно было и то, что это была комедийная роль.
«Вербное воскресенье»
Незабываемым событием в творческой биографии Татьяны Пилецкой стал фильм «Вербное воскресенье», в котором актриса сыграла звезду балета. Несмотря на былую популярность, только перешагнув полувековой рубеж, Татьяна Людвиговна почувствовала свою востребованность у кино- и театральных режиссеров.
«Разные судьбы» — ключевой фильм Пилецкой
В этой кинокартине Пилецкая играла роль эдакой стервы и отвергала любовь положительного главного героя. Сыгранный образ Татьяны Огневой настолько показался режиссерам правдоподобным, что экранную стервозность героини они перенесли на реальную Татьяну Пилецкую, поэтому многие роли протекали просто мимо нее — женщины «со злым взглядом». Свою порцию недовольства Татьяна получала и от зрителей, писавших ей со всех уголков страны.
Особенно ругали Пилецкую мужчины, возмущаясь, как так несправедливо и подло можно было поступить с честным парнем. Татьяне только одно грело душу: значит, роль была сыграна правдиво, раз люди в нее поверили. Хотя письма актрисе приходили и с другими предложениями: то с предложением выйти замуж, то с просьбой занять денег. Все их она прочитала и сберегла до единого.
Востребована! Любима!
Актрисой Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (сейчас «Балтийский дом») Пилецкая Татьяна Львовна являлась с 1962 по 1990 год, последующие 5 лет работала в Санкт-Петербургском драматическом театре. В 1996 году снова вернулась в «Балтийский дом», где работает по нынешнее время. Параллельно Татьяна Пилецкая играет в «Приюте комедиантов» — антрепризном театре. Является автором книг «Серебряные нити», «Хрустальные дожди», «Да, у всех судьбы разные, или Биографические эскизы».
Татьяна Пилецкая: личная жизнь
В личной жизни у Татьяны также было не все гладко. С первым мужем – военным офицером — она развелась по причине того, что они оказались совершенно разными людьми, которые редко виделись в домашней обстановке по причине занятости обоих. Вторым супругом стал Вячеслав Тимошин – артист театра оперетты. С ним тоже не сложилось по причине излишней ревности супруга.
В третий раз Татьяна Пилецкая, личная жизнь которой наконец стала счастливой и спокойной, вышла замуж за Бориса Агешина – артиста классической пантомимы, работавшего в ансамбле «Дружба» с Эдитой Пьехой и Броневицким. Вместе супружеская пара уже более 4-х десятков лет. Супруг моложе ее на 12 лет, а знакомство состоялось с легкой руки знакомой цыганки. Она сама привела его в дом к Татьяне, шепнув на ухо, что этот мужчина – ее судьба.
Жизнь актрисы сегодня
Татьяна Пилецкая — красивая женщина и всегда держит себя в форме. Она до сих пор ходит на каблуках, считая, что они являются обязательной частью женского туалета. Не позволяет себе появиться без макияжа и укладки на людях, которые ее узнают и останавливают на улицах, чтобы высказать слова благодарности и признательности. Татьяна по жизни является человеком-оптимистом, несмотря на взлеты и падения, чередовавшиеся на протяжении многих лет.
Дочь Татьяны Пилецкой, Наталья, не пошла по стопам матери, а выбрала сферу туризма и имеет свою турфирму. Внучка Елизавета решила стать художником, является автором большого числа картин и работает в Русском музее.