Биография
Дата рождения Александра Пескова — 13 февраля 1962 года. Он уроженец Архангельской области поселка Коряжма. Отец и мама работали на целлюлозно-бумажном комбинате. Чтобы ребенок не болтался на улице, родители предложили ему проводить время за интересным занятием в кружке по рисованию. Ему нравилось рисовать незлые карикатуры на друзей, вызывавшие у них улыбку.
Закончив восемь классов в школе № 4, Александр поступает в театральное училище Ярославля. Общежитием не обеспечивали, поэтому Александр вынужден был снимать комнатушку, больше похожую на кладовую комнату, чем на жилую. Проучившись в училище три месяца, семнадцатилетний Песков Александр Валерьянович решил стать клоуном, и, забрав свои документы из театрального училища, в 1979 году поступает в Московское цирковое. После третьего курса Александра Пескова призывают в армию.
Александр Песков: биография
Об Александре Пескове говорят, что он обладает врожденным актерским талантом. Парень из российской глубинки смог поступить в столичное цирковое училище, обучение давалось артисту легко. Юноша подавал большие надежды, но судьба внесла свои коррективы. После травмы актеру пришлось заново искать занятие по душе.
Детство и юность, родители, образование
Александр Валерьянович Песков появился на свет 13 февраля 1962 г. в Коряжме
По знаку зодиака он Водолей, по восточному гороскопу – Тигр.
Родители пародиста трудились на целлюлозно-бумажном комбинате. Мама мальчика мечтала о рождении дочери, поэтому и имя выбрала соответствующее. Как считает сам юморист, это во многом определило его будущее.
Александр с детства был завсегдатаем различных кружков, которые велись во Дворце культуры комбината, где работали родители Пескова. С ранних лет юноша подмечал в друзьях и знакомых забавные черты характера. Кроме того, Александр замечательно рисовал карикатуры, поэтому школьные преподаватели думали, что он станет художником.
Мама артиста довольно властная женщина, всегда была для Александра Пескова главным авторитетом. С раннего детства она держала Александра в ежовых рукавицах. Женщина безумно любила сына, но наказывала его за каждый проступок. Песков неоднократно стоял в углу на горохе, после чего ноги парня украшали синяки. В воспитательных целях мать Александра часто прибегала к помощи ремня.
Окончив восемь классов, Песков отправился в Ярославль. Там он поступил в театральное училище, но через время решил связать жизнь с цирковым искусством.
В 1979 г. Александр стал студентом Московского циркового училища
Когда Песков перешел на третий курс, его призвали в армию. Служить ему пришлось в Таманской дивизии, где Александр руководил Ансамблем песни и пляски. После демобилизации пародист еще два месяца снимался в экранизации романа Жюля Верна «В поисках капитана Гранта».
Зимой 1984 г. Песков снова приступил к занятиям в цирковом училище. На одной из тренировок Александр совершил неудачный прыжок, в результате которого сломал несколько позвонков. Домой парня доставили на носилках. Доктора не давали положительных прогнозов, предупреждая, что он может больше не подняться с постели. Благодаря заботе матери и упорным тренировкам через шесть месяцев Песков снова начал ходить, но о цирковой карьере пришлось забыть. В это же время отец бросил мать, поэтому женщине пришлось вдвойне тяжело.
Творческая карьера
В сентябре 1984 г. Александр поступил на работу в Котласский драматический театр
Артист играл в детских спектаклях. В 1985 году Песков стал обладателем премии чтецов им. М.В. Ломоносова.
На протяжении всего 1988 г. А. Песков работал в Калининградской областной филармонии на должности конферансье
В канун Нового 1989 г. мужчина решился на переезд в столицу, воспользовавшись приглашением Бориса Брунова – руководителя Московского театра эстрады.
В Москве карьера артиста развивалась стремительно. Однажды на его выступление пришла примадонна советской эстрады Алла Борисовна Пугачева. Увидев пародию на себя, она была в восторге, насколько тонко артист передал ее характер. После концерта певица пришла к Александру в гримерку и попросила, чтобы он создал больше ее образов.
Эскизы костюмов Александр Песков рисует самостоятельно
Не всем артистам пришлись по душе выступления Пескова. К примеру, Лайма Вайкуле обижена на Александра. После его пародии на песню «Пикадилли», зрители перестали воспринимать композицию серьезно.
В разное время Песков появлялся перед зрителями не только в женских образах. У Александра есть пародии на мужчин – Бориса Моисеева, Игоря Корнелюка, Валерия Леонтьева. Когда артист представил номер, в котором появился в образе Иосифа Кобзона, последний наградил его нецензурной бранью. Песков не расстроился, актер понял, что пародия хороша. В копилке образов есть и западные звезды (Мэрилин Монро, Эдит Пиаф, Чарли Чаплин).
Своей балетной труппой Песков командует как Карабас Барабас. Многие артисты из его подчинения считают шефа строгим, но справедливым начальником.
В 2008 г. Александр Песков с отличием окончил Российскую академию театрального искусства. В 2012 г. артист начал сотрудничать с театральным агентством «Рим». Он сыграл в спектакле «Сбитый летчик» роль Виктора. Работал с агентством «Арт-Партнер XXI», участвовал в постановке «Переполох в «Голубятне».
В октябре 2021 г. состоялся юбилейный концерт Александра Пескова «30 лет для любимых зрителей». В шоу принял участие Национальный театр под руководством Надежды Кадышевой.
Книга «Мужчина в колготках»
В декабре 2021 г. Александр Песков в Инстаграме поделился с подписчиками радостью – вышла его книга «Мужчина в колготках»
В своем первом литературном произведении Александр Песков рассказал о неизвестных фактах биографии. Он поведал, что мама не хотела отпускать единственного сына в другой город на учебу в театральное училище. Женщина спрятала документы, но отец Александра (тайком от жены) сделал дубликаты. После поступления Пескова дома разразился жуткий скандал.
Служба в армии
Во время службы в рядах Советской Армии, с ноября 1981 по декабрь 1983 года, Песков руководит Ансамблем песни и пляски Таманской дивизии. На базе дивизии был создан коллектив, состоящий из 25 человек эстрадно-циркового коллектива и вокально-инструментального ансамбля.
После увольнения из рядов армии, Александру Валерьяновичу Пескову было предложено принять участие в массовках фильма «В поисках капитана Гранта», проходивших в Одессе с декабря 1983 по февраль 1984 года. После съемок он возвращается в цирковое училище. Здесь, во время неудачного сальто-мортале (акробатического трюка), он получает тяжелую травму позвоночника. Диагнозы врачей были неутешительными, считая, что после такой травмы люди в большинстве случаев становятся калеками.
Но к ним Александр себя не относил. Он упорно тренировался, заново научился ходить. Помогала быстрее встать на ноги семья Александра Пескова, что в итоге вернуло его к нормальной жизни.
Работа в Котласском театре
Жизнь без сцены Песков не представлял, поэтому после окончания реабилитационного периода поступает на службу в Котласский драматический театр. На его счету 15 ролей в спектаклях «Там, где мы бывали», «Сын полка», «Золушка» и другие. На конкурсе чтецов в Архангельске Песков получает Первую премию.
В 1985 году личная жизнь пародиста Александра Пескова изменилась. Он в театре познакомился со своей будущей супругой Галей, с которой они вскоре расписались. В июне 1986 года у пары появилась дочь. Девочку назвали Дарьей в честь прабабушки Александра. Сейчас она концертный директор детской студии «Непоседы» в Москве. На фото выше Дарья с отцом.
В августе 1986 года Пескову предложили перейти на работу в Пермскую филармонию работать артистом разговорного жанра. А с 1988 года он работает конферансье в Калининградской областной филармонии.
Приглашение в Москву
Очередное изменение в биографии пародиста Пескова произошло перед Новым 1989 годом. Известный конферансье Московского театра сатиры Борис Сергеевич Брунов пригласил Александра принять участие в новогодней программе. Так получилось, что первая пародия, созданная Песковым, была песня «Просто» Аллы Борисовны Пугачевой. Номер артиста публика приняла на ура.
Пугачевой нравились пародии с ее образом. Обладая хорошим чувством юмора, она даже попросила сделать больше номеров с ее песнями. Карьера Пескова пошла вверх. Не все артисты одинаково реагировали, видя пародии на свой репертуар. Например, Лайма Вайкуле, после пародированной «Пикадилли», перестала ее исполнять.
Но не только взлеты отражены в биографии пародиста Пескова. Не все одинаково восторженно относятся к творчеству Пескова. Но то, что этот человек особенный — не поспоришь. В его судьбе достаточно много резких поворотов и странных событий. И как один из таких поворотов — разрыв отношений с женой… Но жизнь продолжалась, и Песков работал над новыми образами.
Творчество Александра Пескова
Александр говорит, чтобы образ выстрелил, нужно разбираться в психологии пародируемого объекта. Люди для него, как книги, которые нужно уметь читать. Он творчески подходит к подготовке каждого номера. Главное, на что обращает внимание — это хореография и костюм. К хореографии он относит жесты, мимику, умение двигаться, как реальная звезда. Песков в одном из интервью рассказал, как он с опаской делал пародию на Кобзона. Но Иосиф Давидович нормально оценил ее, и не обижался, понимая тонкий юмор пародиста.
Изюминкой жанра Песков считает умение показать певца так, чтобы зритель сразу не понял, кто находится на сцене — оригинал или его копия. Когда у него поинтересовались, кого же собирает в копилку пародий Александр Песков? Он ответил, что это должна быть интересная, любимая народом личность. В его копилке на данный момент более 150 персонажей. К любимым относит Елену Ваенгу, Аллу Борисовну, Валерия Леонтьева. Зрители, которые бывают на его выступлениях считают, Пескова эксцентричной личностью. Удивляют его выступления и поразительное сходство с реальными артистами…
Александр Песков сейчас
2020 г. выдался довольно насыщенным для Пескова. Александр Валерьянович много гастролировал. Когда его спросили, о чем он мечтает, артист ответил: хочу работать и дождаться внуков от дочери. Мужчина решил, что обязательно займется их воспитанием.
Песков очень любит мать, поэтому желает ей только здоровья и долгих лет жизни. Пародист боится ее смерти и не хочет умереть раньше, чем она.
Александр Песков решил заняться строительством загородного дома, но из-за финансовых трудностей стройка затянулась. Мужчине пришлось продать одну из московских квартир.
Театр Пескова
В 2008 году после окончания режиссерского отделения ГИТИСа в биографии пародиста Пескова начинается новая, интересная страничка жизни. Он создает свой театр, в составе которого балетная труппа, и начинает работать над возрождением на российской сцене сложнейшего эстрадного жанра «синхробуффонады», где актеры не произносят слова, а передают характер своих героев через пластику и мимику.
Руководить театром сложно, считает Песков. Чтобы делать хорошие номера, нужно работать с полной отдачей. Не все любят своего требовательного шефа, порой и косточки перемывают, но он на это внимание не обращает. Для него главное — результат, а он есть. Людьми из театра предпочитает не разбрасываться. Удерживает даже тех, кто его откровенно недолюбливает.
В театре есть большая костюмерная с сотнями сценических костюмов. Как говорит пародист, он мог бы написать диссертацию на тему сценического перевоплощения, но он не теоретик, ему по душе практика. Изображая в основном женские образы, Песков сделал открытие, что ни прическа, ни макияж не определят женскую привлекательность. Это только первые шаги. Главное — умение элегантно ходить на каблуках. Шпильки меняют женщину, ее походку, характер, поведение. Улыбаясь, он добавляет, что настолько привык к шпилькам, что в мужских кроссовках чувствует себя не так уютно. Другая походка. Он даже давал мастер-класс девушкам, как правильно ходить на каблуках.
Съемки в фильмах
До окончания ГИТИСа, в 2004 году, Пескову предложили сняться в сериале «Моя прекрасная няня» в небольшой эпизодической роли (камео) в качестве знаменитости, приглашенной режиссером. Фильмография Александра Пескова, где он играл не эпизодические роли, небольшая. Это роль финансового директора в «Одиноком ангеле» (2008), и роль гардеробщика в «Новогодней смске» (2011).
Как рассказывает породист, он очень хотел сняться в каком-нибудь фильме. Его желание исполнилось. Известный режиссер Юрий Стыцковский предложил Александру сыграть в его фильме «Одинокий ангел» роль финансового директора. Сценарий фильма артисту понравился. Кроме него, в фильме снимались ребята его балета. Они играли танцоров пафосного клуба, в котором «тусуется» гламурная золотая молодежь. Фильм снимали в Одессе.
Творчество
Сольные программы
- 1988 — «Все звезды в гости к нам» ;
- 1990 — «Я приглашаю вас на праздник» ;
- 1993 — «Найди свой голос» ;
- 1994 — «Звездная болезнь» ;
- 1995 — «Многоликий Песков» ;
- 1998 — «Маска, я тебя знаю» ;
- 1999 — «Арлекин» ;
- 2001 — «Избранное» ;
- 2003 — «Смотрите, я играю!» .
- 2005 — «Песни года»
- 2010 — «Королевский бал»
- 2012 — «Песни года — Лучшее»
- 2014 — «The Peskoffshow»
Объекты пародий
Отечественные артисты
- Жанна Агузарова[8][9][10][11][12]
- Леонид Агутин[13]
- Ирина Аллегрова[13][14]
- Филипп Киркоров <>
- Алёна Апина[12]
- Надежда Бабкина[15][16][12]
- Николай Басков[17][18][11]
- Лайма Вайкуле[13][19][12]
- Валерия
- Анжелика Варум[13]
- Витас[10]
- Анастасия Волочкова[13]
- Тамара Гвердцители[18]
- Глюкоза[16]
- Диана Гурцкая[15]
- Людмила Гурченко[20][18][11][12]
- Лариса Долина[21]
- Земфира[12]
- Людмила Зыкина[15][16][22]
- Надежда Кадышева[22]
- Игорь Корнелюк[12]
- Катя Лель[23]
- Валерий Леонтьев[8][20][24][11][12]
- Григорий Лепс[16]
- Линда[25]
- Александр Малинин[21]
- Лолита Милявская[9][14][12]
- Борис Моисеев[9]
- Кристина Орбакайте[23][12]
- Сосо Павлиашвили[15][11][12]
- Ирина Понаровская[15][22][19][12]
- Алла Пугачёва[20][9][18][14][12]
- Эдита Пьеха[16][19][11][12]
- Маша Распутина[9]
- София Ротару[17][23][12]
- Юлия Савичева[16]
- Верка Сердючка[17][20][23]
- Валентина Толкунова[16]
- Любовь Успенская[15]
- Жанна Фриске[16]
- Клавдия Шульженко[12]
- Шура[15]
- Анна Герман
- Потап и Настя
- Стрелки
- Мираж
- Иосиф Кобзон
- Елена Ваенга
- Слава
- Татьяна Буланова
- Таисия Повалий
Зарубежные артисты
- Жан-Пьер Барда[14]
- Дайана Росс[14]
- Лайза Минелли[26][12]
- Мэрилин Монро[26]
- Тина Тёрнер[12]
- Чарли Чаплин[14][12]
- Далида
- Эдит Пиаф
Фильмография
- 2004 — «Моя прекрасная няня» — камео ;
- 2008 — «Одинокий ангел» — Виктор Альбертович, финансовый директор .
- 2011 — «Новогодняя smsка» — главная роль ;
Театр
- 2012 — «Переполох в „Голубятне“»[27] (Театральное агентство «Арт-Партнер XXI») — Альбен .
- 2012 — «Сбитый Лётчик»[28] (Театральное агентство «РИМ») — ВиктОр .
Сольные программы
Большие сольные концертные программы у пародиста начались с 1988 года. Почти каждый год готовится новая программа, в которой участвует Песков и его театр. И с ней он гастролирует по городам. Бывали случаи, когда шли концерты Аллы Пугачевой сразу в двух городах. Александр Песков не советует искать мошенников. Все дело в том, что второй концерт с его участием, и образы настолько похожи, что зритель порой сомневается кто на самом деле перед ним.
Если говорить о наградах Александра Пескова, то это в основном благодарственные письма и Почетные Грамоты Минкульта РФ и Правительства Москвы.
Александр Песков: «В моей болезни виноват нездоровый образ жизни»
Три месяца назад в прессе обсуждали ухудшение состояния Александра Пескова. Пародист перенес операцию, а позже появилась информация, что у артиста диагностировали рак. Представитель Пескова опроверг подобные доводы. Сейчас Александр с улыбкой относится к подобным слухам, хотя поначалу шумиха вокруг него заставила артиста изрядно понервничать.
«Я читал все это, будучи в больнице, — поделился он. — Получается, что узнал свой диагноз из Интернета. Подхожу к врачам и говорю: «Вот что пишут!» Медики меня успокоили: «Не читайте, не настолько все серьезно, как там написано!» Даже не хочу вспоминать об этом. Журналисты сами поставили диагноз, а все страдали, переживали и мучились. Близкие и родные волновались. Мой бедный директор стеной встал и держал оборону от всего выдуманного. Но нервы, конечно, этими слухами всем подпортили!»
Только после пережитого Песков всерьез задумался о здоровье.
«Моя болезнь случилась по вине нездорового образа жизни, — отметил Песков. — Мы, артисты, не то едим и пьем, мало спим. Конечно, и стресс сыграл свою роль. Но был еще и другой момент. Теперь я понимаю, что обязательно надо ходить проверяться. Годы идут, а мы это не учитываем. Я не привык ходить в больницы, вот и запустил! Даже если ничего не болит, проверяться надо».
После болезни Александр Песков кардинально пересмотрел рацион. Теперь пародист питается диетическими продуктами.
«Стараюсь есть все отварное, — продолжил он. — Мясо чуть обжариваю и сразу перекладываю его в бульон или в пароварку. Получается вкусно и полезно. Выпивать тоже можно, но нежелательно. Еще я полюбил йогурты — раньше их никогда не ел. А теперь без них жить не могу. Фастфуд, конечно, не употребляю. Я и раньше его не любил. Когда моя дочь Дашка была маленькой, она занималась в «Непоседах». И вот она вместе с Сережей Лазаревым, Владом Топаловым и «татушками» бегала в «Макдоналдс». Мне приходилось за уши вытаскивать их всех оттуда. Потом кормил их конфетами».
Несмотря не предписания врачей, Песков вернулся к работе. Пародист уверен, что любимое дело значительно ускоряет процесс восстановления.
«Я ожидал худшего, потому что никто не знал, как будет в дальнейшем, — признался Александр «Собеседнику». — Чувствовал себя плохо: у меня после операции остался большой шов, из-за него я долго ходил сгорбленным — он мне не давал выпрямиться. Очень переживал: не может же Понаровская, которую я делаю в своих концертах, с такой походкой выйти на сцену. Или Алла Пугачева. Но, как только выписался из больницы, самочувствие стало великолепным. Даже обезболивающие уколы не делаю. Вообще забыл, что у меня есть шов».
Быт пародиста
Успех в карьере позволил Пескову наладить и свой быт. Появилось жилье в сталинской высотке в центре столицы, которое успешный пародист приобрел и обставил как императорские апартаменты. В своих интервью для прессы признавался, что ему хотелось бы пожить в те времена, когда правили Людовики. А еще лучше, если бы Людовиком был он сам, и тогда это была бы биография пародиста Пескова-императора!
Имея художественный вкус, Песков сам занимался оформлением квартиры. Он создал просторные зоны: кабинет, гостиную-студию, спальню и ванную комнату. Интерьер квартиры выполнен в греко-римском стиле, золото и картины на стенах в больших рамах. Дизайн выдержан в спокойных тонах. Квартира его на самом деле была полна роскоши. Почему была? Просто он устал от городской суеты и продал ее. Он ведь не городской житель, с детства мечтал иметь небольшой участок земли.
Дом его в Подмосковье. Стиль он не собирается менять. Многое сделает таким, как было в его московской квартире, то есть, греко-римский стиль где-то будет повторен. А пока дом в стадии строительства, пародист живет в своем московском офисе.
Отрывок, характеризующий Песков, Александр Валерьянович
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой. – Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис. Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира. – Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех . Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки. – Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов. Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это. В середине его рассказа, в то время как он говорил: «ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. Князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям, польщенный тем, что к нему обращались за протекцией, и хорошо расположенный к Борису, который умел ему понравиться накануне, желал исполнить желание молодого человека. Присланный с бумагами от Кутузова к цесаревичу, он зашел к молодому человеку, надеясь застать его одного. Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему всё равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал. Борис спросил, какие новости в штабе, и что, без нескромности, слышно о наших предположениях? – Вероятно, пойдут вперед, – видимо, не желая при посторонних говорить более, отвечал Болконский. Берг воспользовался случаем спросить с особенною учтивостию, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам? На это князь Андрей с улыбкой отвечал, что он не может судить о столь важных государственных распоряжениях, и Берг радостно рассмеялся. – Об вашем деле, – обратился князь Андрей опять к Борису, – мы поговорим после, и он оглянулся на Ростова. – Вы приходите ко мне после смотра, мы всё сделаем, что можно будет. И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал: – Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там? – Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта. Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся. – Да! много теперь рассказов про это дело! – Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая. – К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей. Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова. – Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных. – А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим. Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика. На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии. С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого. С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота. Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке. Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений. Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.