Россия, Москва, пос. Коммунарка, Скандинавский бульвар
Телефон:
+7 (977) 289-23- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Ингушская свадьба — проведение и народные традиции

Ингушетия всегда славилась своими богатыми обычаями и традициями, которые соблюдаются и сегодня. Современная молодежь живёт в другом ритме, но традиции своего народа чтит свято. Один из самых почитаемых обрядов – ингушская свадьба, которой предшествует знакомство юноши и девушки, сватовство, помолвка.

После обряда венчания молодые проводят несколько дней так, как того требует древний обычай. Отступить от завета предков – значит нарушить закон. Все должно проходить так, как было много лет и даже веков назад.

Традиции ингушских свадеб

Раньше это было не принято, как и использование этого аксессуара. Новшеством можно считать и первый танец молодоженов. Раньше невеста не могла надеть слишком откровенное платье, но сейчас она не ограничена в выборе наряда. Однако время не стоит на месте, поэтому разрешение старейшин на многие действия не требуется. У новых свадеб есть ряд неоспоримых достоинств. Сегодня вы узнаете о самых известных традициях ингушских свадеб.

Чем больше гостей — тем лучше

Разумеется, на настоящей кавказской свадьбе должно быть много гостей — и жениху с невестой не обязательно знать, кто все эти люди. Речь идет не о жалкой кучке людей из 200 человек — это не свадьба, а позор какой-то! Приличное торжество подразумевает, что на нем погуляют 400−500 человек — для них все это и затевалось, собственно.

Такая веселая вечеринка не в каждом ночном клубе бывает. Тем и хороши «правильные» свадьбы — можно и потанцевать от души, и спеть, и пострелять, если повезет.

Источник: www.cosmo.ru

Подготовка к ингушской свадьбе

image

На Северном Кавказе людей распределяют по фамилиям. Их делят на почетные семейства и никому не известные. Также фамилии разделяют как на старые, которые присущи древним родам, так и на новые. Мужчина не имеет права просить руки и сердца любимой женщины, которая является однофамилицей одной из его близких родственниц. Выбрать жену здесь непросто, ведь очень сложно найти девушку, которая не будет считаться родственницей. Однако это решение можно назвать достоинством, ведь у кавказцев почти не рождаются дети со всевозможными болезнями, которые связаны с браками между родными людьми.

После того, как ингуш выберет себе невесту, он должен посвататься. Известные родственники жениха посещают дом его будущей жены. Здесь они должны подойти к отцу и попросить у него разрешения на то, чтобы его дочь вышла замуж. Родители спросить у молодых, любят ли они друг друга. Если одна из сторон против свадьбы, то отец отказывает представителям жениха. Кавказ – это не то место, где женят или выдают замуж насильно.

Сообщение из Ингушетии подтвердило сохранение обычая похищения невест

Ингушский депутат опроверг информацию о том, что он украл невесту. Похищений невест в Ингушетии происходит все меньше, обычно о них договариваются, прокомментировали эту историю адвокат Костоев и социолог Костерина. Дела о похищении невест закрываются, если все завершается свадьбой, отметил адвокат Широков.

Как писал «Кавказский узел», 1 мая со ссылкой на неназванный источник «Интерфакс» сообщил о том, что депутат парламента Ингушетии в Малгобекском районе похитил жительницу республики, чтобы жениться на ней. Ситуация уже урегулирована старейшинами, свадьба намечена на ближайшее воскресенье, 5 мая, а похитителю придется заплатить штраф в 200 тысяч рублей, сообщило агентство.

Обычай похищения невест остается довольно распространенным на Кавказе, особенно в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Главная причина похищения невест на Кавказе – не запрет родителей на брак, а экономические трудности: родственники девушки и парня могут договориться о похищении, чтобы сэкономить на свадебных обрядах. Тем не менее, в значительной части случаев похищения происходят без согласия девушек, говорится в справке «Кавказского узла» «Похищение невест – преступление или традиция?»

Ингушский депутат заявил, что не крал невесту

Сегодня депутат Народного собрания Ингушетии, член фракции «Единая Россия» Магомед Дарсигов прокомментировал информацию о том, что он украл невесту для женитьбы. Он заявил, что эта информация не соответствует действительности.

«Обряд бракосочетания совершен по исламским традициям, без регистрации в органах ЗАГСа», — заявил Дарсигов «Интерфаксу».

В Ингушетии все чаще похищения невесты происходят по сговору

Случаи похищения невест в Ингушетии в последнее время крайне редки и в большинстве своем происходят по взаимной договоренности жениха и невесты, отмечает адвокат Московской коллегии адвокатов «Стратегия» Ахмед Костоев

, уроженец Ингушетии.

По поводу возможного похищения невесты ингушским депутатом он сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что не знает подробностей, кроме того, что невеста не очень молода и была ранее замужем.

По словам Костоева, в целом же проблема похищения невест в Ингушетии часто решается без участия правоохранителей. «Если родственники договорились, и факт похищения не зафиксирован, заявления нет, то проблема решается без участия правоохранительных органов», — заявил Ахмед Костоев.

Помимо этого, по его словам, с юридической точки зрения должен быть установлен факт похищения. «Как доказательство этого может быть заявление от самой женщины и её родственников. Если же этого нет, то правоохранительные органы могут «замять» дело или оформить его как добровольный отказ от совершения данного преступления», — пояснил Костоев, добавив, что, конечно, бывает, что семья похищенной категорически выступает против урегулирования.

13 декабря 2021 года в Ингушетии было возбуждено дело по части первой статьи «Похищение человека» после того, как молодой человек насильно увез 24-летнюю жительницу Малгобека, чтобы жениться на ней. Эта статья предусматривает до 5 лет лишения свободы.

Между тем, по его мнению, в основном похищения происходят по сговору между женихом и невестой. «Потому что при традиционном сватовстве женитьба растягивается и обходится в очень солидную сумму. Из-за всякого рода трат на подарки и угощения. Или другой вариант: семья по какой-то причине против. Например, невеста – вторая, третья дочь в семье, родители говорят, что не имеют возможности сыграть свадьбу. Поэтому по взаимной договоренности молодых девушку умыкают и затем, как правило, семья соглашается на брак», — рассказал Ахмед Костоев.

По его словам, крайне редки случаи, когда какой-нибудь «отмороженный» похищает понравившуюся девушку без её согласия. «Тогда, конечно, родственники обращаются в правоохранительные органы», — уточнил Костоев.

В настоящее время, отметил он, в любом случае, даже за умыкание невесты по согласию в Ингушетии установлен штраф по адату в 200 тысяч рублей, а тем, кто помогал в умыкании, – штраф в 100 тысяч рублей.

Религиозные деятели Ингушетии в 2013 году на прошедшей в республике Исламской конференции решили увеличить штраф за похищение невесты. Молодые люди, похищающие девушек для вступления в брак, должны быть оштрафованы на 200 тысяч рублей. Пособники жениха обязаны будут выплатить по 100 тысяч рублей, на такую же сумму будут наказаны старейшины, если попытаются принять участие в этом мероприятии, и хозяин дома, куда похитители привезут невесту.

«Деньги отдаются в главную мечеть того города или селения, где произошло похищение невесты. За урегулирование, взимание и распределение средств из штрафа отвечают имам мечети и староста местности. Можно сказать, что из-за такого штрафа обычай умыкания почти сошёл на нет, один-два случая за год. И, учитывая немалые деньги штрафа за этот поступок, даже если всё разрешилось благополучно, умыкать невест стало невыгодно. Ведь это очень большие деньги, которых вполне хватит для того, чтобы провести свадьбу по обычаю со всеми тратами», — рассказал Ахмед Костоев.

Он, при этом отметил, что уйти от оплаты штрафа в традиционной структуре ингушского общества практически невозможно. «Есть рычаги влияния. Воздействие, конечно, больше моральное, санкций каких-то нет. Ведь если кто-то не выполнил обязательства, наложенные имамом за нарушение, то это воспринимается отрицательно обществом», — подчеркнул Костоев.

Также он заявил, что в Ингушетии не припоминает случаев, когда высокопоставленный жених умыкал бы девушку с большой разницей в возрасте и без её воли.

«В Ингушетии никакое влияние, никакая должность не позволит человеку забрать юную девушку против её воли. Случай как с женитьбой Гучигова в Чечне вряд ли возможен. В Чечне на семью девушки повлияли, указав, что он человек из «команды». В Ингушетии, наоборот, такое восприняли бы как унижение, сочли бы попыткой влезть в дела семьи. Родственники бы ещё больше воспротивились, лишь бы никто не сказал, что их заставили отдать дочь», — заявил Костоев.

В мае 2015 года в Грозном прошла свадьба главы РОВД Ножай-Юртовского района Чечни Нажуда Гучигова с 17-летней местной жительницей. Церемония регистрации брака состоялась в грозненском ЗАГСе. Этот случай вызвал общественный резонанс, так как сообщалось о возможном принуждении девушки к браку. При этом сам Гучигов, руководство региона и детский омбудсмен Павел Астахов эту информацию опровергли.

Также адвокат полагает, что предложение ужесточить наказание за похищение требует внесения поправок в федеральное уголовное законодательство, но федеральному .

В апреле 2021 года парламент Ингушетии внес на рассмотрение Госдумы России законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак. Инициатором законопроекта выступил спикер парламента Ингушетии Зелимхан Евлоев, предложивший наказывать за похищение невесты тремя годами лишения свободы. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выступил против введения уголовной ответственности за похищение невест, заявив, что похищение человека и так преследуется в уголовном порядке.

К похищению невесты прибегают в случае отсутствия согласия по поводу женитьбы с родственниками

В истории похищения депутатом невесты в Малгобекском районе Ингушетии имела место предварительная договоренность мужчины и женщины, сообщила координатор программы «Гендерная демократия» Фонда Генриха Белля Ирина Костерина

.

«Я выяснила, кто эта женщина. Она действительно уже человек взрослый, разведена. Она свободный человек, который может сама решать свою судьбу. Но по каким-то причинам они договорились о похищении. Видимо, всё-таки кто-то из близких препятствовал. Может быть, её родственники считали, что она не в том возрасте, чтобы выходить заново замуж. Возможно, родственники мужчины не хотели этого брака из-за статусности человека. Так или иначе — единственный способ устранить барьеры стало похищение по договоренности», — рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Ирина Костерина, добавив, что на добровольность указывает и то, что инцидент был быстро урегулирован и завершается свадьбой.

В целом же, отмечает Костерина, после введения крупных штрафов по адату за участие в похищении невесты и в Ингушетии, и в Чечне число умыканий сильно сократилось. В то же время, по её мнению, на Северном Кавказе в последние годы наиболее распространённая форма умыкания невест — это похищения по договоренности. «Они происходят или по причине того, что родственники с одной или другой стороны против свадьбы. Тогда умыкание решает вопрос, потому что если женщину похитили, то её родственникам некуда деваться, и они соглашаются на брак. Либо из экономии расходов на свадьбу. Некоторые люди, кто не может позволить больших расходов на свадьбу, подобным образом решали эту проблему», — рассказала Ирина Костерина.

Она отметила, что, конечно, случаются и реальные похищения, когда девушку увозят против её воли. «Но их почти нет. Потому что, если обнаружат недобровольность умыкания, то становится трудно урегулировать конфликт. Это выходит на уровень отношений тейпов и может дойти до кровной мести», — указала Костерина.

Она считает, что своей инициативой ужесточить наказание за похищение невест ингушские депутаты просто решили «отметиться» в глазах федеральной власти. «Ингушетия довольно традиционная республика, одна из самых консервативных на Северном Кавказе. Эти разговоры о каких-то экзотичных проблемах неприятны и бьют по имиджу республики. Очевидно, что местные депутаты решили, чтобы быть более лояльными к федеральному центру, выступить с инициативой. Москва будет думать, что они предпринимают усилия искоренить «дикие, варварские» обычаи», — описала ситуацию Костерина.

Эксперт также считает, что в реальных похищениях женщин могут манипулировать законом. «Многое зависит от тейпа. Заступятся за женщину родственники или нет. Самой девушке насколько хватит сил, чтобы противостоять похитителю, не соглашаться на замужество и на то, чтобы убедить родственников в этом», — подчеркнула Костерина. По её мнению, в целом закон, наказывающий за похищение человека, применяется выборочно. «С реальными похищениями происходит так, что эту статью не рассматривают, не применяют. Человека просто не ищут… А похищения на Северном Кавказе не редкость, но чаще похищают мужчин, а не женщин. И не ради свадьбы, а совсем по другим причинам», — указала Костерина.

Добровольность освобождения украденной невесты необходимо доказать

Вообще похищения человека, к которым относятся и умыкания невест, — это дела публичного обвинения, и расследоваться они должны вне зависимости от заявлений потерпевших, отмечает адвокат Московской коллегии адвокатов «Стратегия» Тимофей Широков

.

«Уголовные дела по такому преступлению должны возбуждаться вне зависимости от заявлений потерпевших, по самому факту. Но этот факт, как и само похищение, добровольность или принужденность освобождения подлежат доказыванию», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Тимофей Широков.

По его словам, очень многое зависит от показаний потерпевшего. «Если женщина уже выходит замуж за умыкателя, то вряд ли она будет говорить о своем похищении и настаивать на уголовном наказании мужа, тем более в условиях ингушского общества. Маловероятно, что жена будет говорить о том, что её принудили к свадьбе, разве что после сильной ссоры с мужем», — полагает Широков.

Он также отметил, что в такого рода делах важна «воля следствия». «Насколько захотят посадить именно этого человека. Если человека по какой-то причине захотят «сожрать», то это сделают. Если такой цели нет, то ограничатся заверениями невесты, что с ней поступили по согласию», — рассказал Тимофей Широков.

Адвокат отметил, что есть и формальная сторона — например, показания очевидцев, которые могут рассказать, что женщина при похищении кричала и сопротивлялась, или упоминала где-то, что была против замужества.

Кроме того, как пояснил Широков, в статье 126 (похищение человека) УК РФ есть норма о том, что добровольно освободивший похищенного освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. «Но каждая ситуация индивидуальна. Должны быть выявлены признаки добровольности в действиях похитителя. Если, к примеру, братья похищенной девушки пришли и угрозами заставили освободить её, такой вариант не добровольный. Если же похититель отпустил девушку после каких-то переговоров и уговоров, то это может рассматриваться как добровольный отказ», — уверен Тимофей Широков.

Как проходит церемония бракосочетания в Ингушетии

image

Начинает этот торжественный день длинный кортеж. В автомобилях едут родственники жениха во главе с дядей. Если дядя по какой-либо причине не смог присутствовать на ингушской свадьбе, то его может заменить старший брат. Их ждут в доме невесты с танцами и веселыми развлечениями. Когда жених приедет к дому невесты, первыми из машины должны выйти выбранные им парень и девушка. Девушка закрепляет иголку в подоле платья невесты и дарит ей платочек. Парень же ведет невесту к автомобилю, обязательно придерживая ее за локоть. Роль можно по праву назвать самой главной. Все это сопровождается обилием теплых и искренних пожеланий счастья, как молодоженам, так и их родителям.

Сами ингушские свадьбы начинаются после того, как невеста прибудет в дом своего возлюбленного. Мать жениха дает невесте ложку меда. От угощения нельзя отказываться, ведь это действие символизирует сладкую жизнь на новом месте. Потом девушка становится в угол и стоит там до тех пор, пока ее поздравляют и дарят подарки.

Ингушская свадьба обходится без свидетелей и какой-либо развлекательной программы. Ведущий праздника тоже не понадобится. Молодоженам хватает веселья гостей и радости от того, что все близкие родственники собрались в одном доме. Тем временем жених отмечает день своей свадьбы в доме, жители которого помогали готовиться к торжеству. Он вернется домой только через три дня после празднования.

Самые близкие родственники молодого человека приходят в дом его родителей. Там они угощаются лучшими напитками и блюдами, дают напутствия молодой семье, дарят родителям конверты с деньгами. Вообще свадьба – это день, когда подарков становится очень много. Родственники жениха должны получить подарки от невесты, а они обязаны подарить ей ювелирные украшения и дорогую одежду.

Ингушские свадьбы часто затягиваются дней на десять. Обряды, которые проводят после свадьбы, занимают немало времени. Через несколько дней после свадьбы новобрачная должна набрать воды в компании молоденьких девушек и детей. Потом молодая семья заходит в дома, в которых живут их многочисленные родственники. Вот так и начинается долгая и счастливая семейная жизнь любящих сердец.

Бесконечный шлейф

Говорят, что каждая девушка мечтает о красивом подвенечном платье. Чтобы эта мечта сбылась в полном масштабе — выходи замуж за кавказского парня! Поражающее воображение платье невесты с бесконечно длинным шлейфом — вот главный атрибут богатой свадьбы в кавказском стиле. Невеста должна быть малышкой на миллион — и никак иначе.

Чем длиннее шлейф платья — тем лучше! Именно поэтому фотографии кавказских невест в Instagram чаще всего сделаны с одного и того же ракурса. Вот это вышивка, вот это кружево! Тут есть чему позавидовать.

Как проводятся ингушские свадьбы – традиции

Ингушетия всегда славилась своими богатыми обычаями и традициями, которые соблюдаются и сегодня. Современная молодежь живёт в другом ритме, но традиции своего народа чтит свято. Один из самых почитаемых обрядов – ингушская свадьба, которой предшествует знакомство юноши и девушки, сватовство, помолвка.

После обряда венчания молодые проводят несколько дней так, как того требует древний обычай. Отступить от завета предков – значит нарушить закон. Все должно проходить так, как было много лет и даже веков назад.

Как проходит сватовство и помолвка

В Ингушетии нельзя представить себе, чтобы юноша и девушка самостоятельно приняли решение о вступлении в брак. Огромное значение имеет мнение старших, которые задолго до торжественного события оговаривают все подробности, выясняют степень родства, узнают все о характерах жениха и невесты их способностях и умении вести хозяйство, содержать семью.

image

Прежде, чем многочисленные родственники юноши засватают девушку, будущий жених, в соответствии с древней традицией, передает своей избраннице:

Если красавица принимает дары, то в ответ передает парню вышитые своими руками носовые платки для него и его лучшего друга. Только после этого можно считать, что знакомство состоялось, и старшие назначают день сватовства. Выбор невесты и решение о создании семьи – огромная ответственность.

Развод – это не просто скандал, это позор, который ложится и на мужа или жену, и на их родных. Поэтому женятся в Ингушетии, основательно продумав все нюансы, все последствия совершенного шага.

Девушка становится невестой только в том случае, если ее кандидатуру одобрили старейшие родственники юноши. Это забота о здоровье будущих поколений и генетическом развитии нации.

Как начинались отношения

image

Жених через какую-либо женщину или мальчика передавал своей невесте сладости или деньги, как символ своих надежд, чувств и волнений. Если девушке парень нравился, она передавала избраннику пару носовых платков – для него и для его друга. В конце девятнадцатого века появился обычай отправлять жениху и папиросы. Эти подарки означали, что знакомство молодых состоялось. После этого могло состояться и сватовство.

Как правило, сватались женихи зимой или в начале весны. А ингушскую свадьбу по традиции устраивали после всех работ на поле, то есть в середине осени. Конкретную даты свадьбы назначали родные со стороны парня, но и мнение родных девушки принималось во внимание. Подготовив все необходимое для торжества, родственники будущего мужа отправляли своих стариков для того, чтобы согласовать детали свадьбы и точное время ее проведения. То, каким будет окончательное решение, зависело от готовности приданого ингушской невесты и от того, когда приедут на свадьбу родственники девушки.

Непосредственно к свадьбе в Ингушетии готовились все сами, поскольку отмечали свадьбу одновременно и в доме парня, и в доме девушки. В доме парня свадьба длилась три дня, а у невесты – один день. Невесту сразу везли в дом жениха, но праздничное мероприятие начиналось еще до ее приезда. Свадьбе предшествует еще и йоссаяр – это обычай везти невесту в дом какого-то друга или родственника жениха. После этого, через пару недель, будет назначена свадьба.

За день до торжества родные жениха отправляли родным невесты хьоалчах в виде баранов, мешка муки, сахара или других продуктов. Отец девушки мог отказаться от даров, нельзя было отказываться лишь от баранов. В доме невесты собирались все ее родные, друзья мужчин семьи и соседи. Близкие родственники перед свадьбой приезжали к жениху, чтобы помочь подготовиться к этому знаменательному событию. Большие знаки внимания оказывались не только родным, но и всем родственникам со стороны зятьев, снох и, непременно, старикам.

Подготовка к свадьбе

Засватанная девушка избегает всех мужчин и старших женщин из рода жениха. Она держится в стороне от шумных веселых компаний, соблюдая табуирование. Это свод запретов, выполнять которые обязательно. Исключением становятся только несовершеннолетние дети. С ними невесте разрешается общаться.

image

В процессе подготовки к свадьбе родители невесты собирают приданое, состоящее из:

  • постельного белья;
  • кухонной утвари;
  • ковров;
  • личных вещей (одежды и белья).

Помимо этого, необходимо приготовить подарки родителям жениха и его ближайшим родственникам. Новые правила, появившиеся сравнительно недавно, позволяют молодым общаться, так как они видятся на учебе (ведь многие девушки учатся в ВУЗах), но тесно контактировать им запрещено.

Готовятся к свадьбе в обоих домах. Праздник будет проходить и в доме невесты, и в доме жениха, поэтому все должно быть правильно организовано задолго до назначенного дня.

image Дату бракосочетания выбирают в зависимости от того, когда будет готово приданое. Старшие из рода невесты сообщают о завершении подготовки, и старики назначают день свадьбы.

За 10–14 дней до торжественного дня невесту перевозят в дом одного из близких друзей или родственников жениха, где она ждет объявления о назначенной дате. Свадьба в доме невесты будет праздноваться всего один день, ведь девушку сразу отведут в жилище мужа, а в доме жениха гости будут гулять три дня.

За день до бракосочетания отец невесты должен получить подарки от новых родственников, и отказаться от них он не имеет права.

image

Свадьба в Ингушетии, как и в Чечне, — это праздник для невесты. Почему? Да потому, что во время свадебных торжеств жениха здесь никто, кроме его близких друзей-товарищей, не видит. В то время как он где-нибудь неподалеку от своего дома прощается со своей холостой жизнью, его суженая находится в центре внимания всех гостей и родственников. А предшествует этому, разумеется, сватовство.

Здесь невесту и жениха издавна выбирали родители, близкие родственники, но сегодня эта традиция уже не соблюдается так строго, хотя даже молодые иногда говорят о том, что когда пары подбираются соответственно статусу, жизненным установкам и материальному положению обеих семей, то жизнь складывается успешнее. В общем, понятно, в Ингушетии сегодня уже никого не отдают замуж за незнакомого человека — с мнением обоих молодых принято считаться. Но основные правила свадебного ритуала соблюдаются незыблемо.

Незадолго до свадьбы с невестой и женихом проводит собеседование мулла. Если в Чечне он экзаменует будущих молодоженов на знание Корана, то в Ингушетии и жениху, и невесте мулла дает свои наставления.

image

Невесту готовят дома. За ней на самых крутых, какие нашлись, машинах приезжают сваты от жениха, и один из его молодых близких родственников ведет ее в дом жениха. Здесь молодую выставляют напоказ гостям. По обычаям, она должна стоять молча, скромно опустив глаза, закрытые вуалью. Сейчас в Ингушетии все чаще невесту наряжают не просто в свадебный белый наряд, а в национальный костюм — кстати, у ингушских девушек он белого цвета, так что вполне подходит и под традиционную свадьбу, и под национальную. Кольцами во время бракосочетания молодожены не обмениваются, да и в загсе оказываются далеко не в тот же день, в который играют свадьбу, — этот момент здесь не считается существенным в деле создания семьи. Но это не значит, что невеста обделена подарками.

Смотрите также: Почему мы бездействуем в отношениях

Калым, который вносит жених за невесту, идет, как правило, на покупку всего необходимого: одеял, подушек, постельного белья и обязательно, в зависимости от достатка семей, мебели, кухонной или спальной. И, конечно же, как и все девушки на свете, чеченские и ингушские невесты любят получать в подарок драгоценности. Эта традиция — дарить золотые украшения — укоренилась очень прочно и в Ингушетии, и в Чечне, где подарить даже на день рождения подруге золотое колечко считается нормой.

image

Свадьба для невесты растягивается на несколько дней — в первый день идут родственники, сваты, во второй — коллеги, друзья. А потом все, кто хочет. Песни, танцы не возбраняются, но только если поблизости — у соседей ли, у родных — не случилось в доме горя. В этом случае свадьба проходит тихо и спокойно. Со своим мужем — после благословения муллы жених им уже может считаться — молодая жена может увидеться только через несколько дней после свадьбы. Она, кстати, становится вечным посредником между мужем и своими родителями — с тестем и тещей муж не должен видеться на протяжении всей жизни (а может, это и правильно?). Но это не исключает уважения к ним и оказания должного внимания и помощи.

Фоторепортаж: Настоящая чеченская свадьба

Особенность чеченских свадебных традиций заключается в том, что их соблюдают с щепетильной точностью, учитывая все пункты, передаваемые предками из поколения в поколение. Почти без изменений эти праздничные обряды сохраняются и в современном чеченском обществе.

image

Родные и близкие фотографируют невесту на память в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

image

Когда приходит время проститься с отчим домом, многие невесты не могут удержаться от слез.

Смотрите также: Озеро И со стихами и еще восемь самых удивительных озёр мира

Несмотря на сложившийся стереотип о чеченских браках, надо сказать, что они являются очень демократичными. Насильно девушку никто замуж не выдает. Это в первую очередь противоречит религиозным канонам. У чеченцев к девушкам вообще деликатное отношение, будь то дочь, сестра или просто знакомая. Все мужчины обязаны относиться к ней с уважением, соответственно, уважать ее выбор.

image

В назначенный день, как правило, к полудню, за девушкой приезжают родственники и друзья мужа, молодые и старики, среди которых обязательно есть мулла. Он должен обратиться к отцу девушки (или его доверенному лицу) с вопросом о согласии на этот брак. После разговора с отцом мулла идет с тем же вопросом к девушке. Мулла должен разговаривать с девушкой в присутствии женщин, которые выступают в качестве свидетельниц. Желательно, чтобы они были взрослые и замужние. После согласия девушки на брак представитель духовенства просит повторять за ним суры из Корана. Позже он также разговаривает с женихом и свидетелями с его стороны. Именно таким образом и заключается брак.

image

Родители невесты на свадьбу не едут и в торжестве у себя дома принимают минимальное участие. Свадьба дочери для них довольно грустное событие.

image

Приданое и подарки, приготовленные невестой для новой семьи, забирают родственники со стороны жениха и отвозят их в новый дом девушки.

image

Жених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там. В лучших традициях он не должен показываться даже своим родственникам, не говоря о родителях, поэтому невесту выводит его друг или близкий родственник.

image

Обычно родственники невесты задерживают свадебный кортеж, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Соседские дети всячески пытаются заполучить свою часть выкупа, мешая автомобилям покинуть двор невесты.

Смотрите также: Digital-невеста: как цифровые технологии меняют свадебную индустрию

image

Друзья жениха устраивают целые представления по пути на свадьбу.

image

Современные чеченские свадьбы чаще устраивают в ресторанах, а не дома у жениха. Торжество продолжается три дня и три ночи, первый день из которых – в ресторане.

image

Только во время свадебной церемонии девушка знакомится почти со всеми родственниками со стороны жениха. До этого дня она чаще общается только с сестрами будущего мужа.

image

Неотъемлемая часть праздника – застолье и национальные танцы, которые продолжаются все три дня свадьбы.

Гости на мероприятие приходят с подарками для молодоженов. Женщины дарят все необходимое в хозяйстве, вплоть до постельного белья, посуды, а также отрезов материи, ковриков. Мужчины, как правило, вместо подарков дают невесте денег.

На протяжении всего дня невеста стоит в подготовленном для нее углу, куда к ней периодически подходят знакомиться новые родственники. Сесть она может только с позволения золовок и свекрови, которые сами должны ее посадить где-нибудь в стороне от общих столов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проведение торжества

Свадьба в Ингушетии – одно из самых знаменательных событий. Это праздник не только двух семей. В торжестве принимают участие:

Присутствуют на празднике люди самых разных возрастов. Раньше всех их размещали в разных комнатах или домах. Женщины никогда не находились рядом с представителями сильной половины человечества. Перед тем, как молодые отправятся в ЗАГс или к месту выездной регистрации, к дому невесты направляется свадебный поезд. В нем много молодежи. Нет здесь только родных сестер жениха, которые остаются дома и готовят все необходимое для встречи гостей. Невеста ожидает будущего супруга в тайной комнате, вывести из которой ее может ближайший родственник или брат жениха.

Прежде чем девушка перешагнет порог родного дома, подруга прикалывает к подолу ее платья иголку с белой ниткой (чтобы молодая была счастливой и защищенной от злого глаза) и кладет ей за пазуху серебряную монетку, завернутую в лоскут белой материи (символ богатства и умения вести хозяйство).

Это атрибуты, которые девушка будет хранить долгие годы как святыню. Стоя за занавеской, невеста ждет, пока родственники жениха ее оценят, потом выходит и встречает стоя всех пришедших гостей.

В прежние времена невеста принимала гостей в доме своих родителей, потом приходил мулла и регистрировал брак, а жених все это время не появлялся ни разу. Молодые встречались только после того, как девушка выходила из дома за водой. Ее отвозили в дом молодого супруга, где продолжался праздник.

Во время современной свадьбы мать жениха подносит будущей невестке ложку меда, от которой та не имеет права отказаться. Мед символизирует сладкую счастливую жизнь в новом доме рядом с новыми родственниками. Невеста становится в угол и остается там до тех пор, пока не получит все подарки и не выслушает все поздравления. Еще один обычай, который сохранен и строго соблюдается и сегодня, – взять на руки маленького мальчика.

Невеста берет малыша и вручает ему небольшую денежную сумму. Принято считать, что после этого первенцем у молодоженов обязательно будет сын.

Как проходила свадьба

Мужчины и женщины отмечали праздник, находясь в разных комнатах или домах. Помимо этого, раздельно сидели и люди разного возраста – старики отдельно, молодежь отдельно. У жениха на свадьбе могло собраться и полтысячи человек, и больше. Количество гостей зависело от того, насколько много родственников у молодого человека и насколько состоятельна семья. Но все гости находились в доме не в одно время, а по очереди.

Ингушские свадебные обряды имеют и такую интересную особенность, как свадебный поезд, замеш, который отравляли за невестой. Так называлась вся компания, которая ехала за девушкой и потом принимала участие в других обрядах. Это была, как правило, молодежь из числа определенных родственников. Родных сестер жениха в числе этой молодежи не было – они оставались дома, чтобы встречать гостей.

Друг или родственник жениха имел честь вывести невесту из девичьей комнаты и посадить ее в карету. А почетная родственница или подруга девушки, выходящей замуж, прикалывала иглу, в которую продета белая нить, к подолу платья невесты перед выходом из дома. Также эта подруга должна была положить за грудь серебряную монету в платочке. Это действие совершалось для того, чтобы невеста была счастливой женой и умелой хозяйкой. Все эти атрибуты девушка потом хранила как реликвию.

Родственницы невесты пели обрядовые песни, которые носили шуточный характер. Невеста, уезжая из дома, не должна была оглядываться назад, чтобы ненароком не быть отвергнутой женихом. По пути все останавливались, чтобы потанцевать или устроить какие-нибудь другие увеселения. Когда свадебный поезд прибывал к дому жениха, его встречали дети и затем сообщали о прибытии всем остальным. Навстречу выходили все родственники. Молодой парень, который сопровождал невесту, торжественно вводил ее в комнату невесты.

Одна из родственниц жениха стелила под ноги невесты коврик и веник, который девушка потом поднимала и откладывала. Другая родственница осыпала молодую конфетыми и монетами. Таким образом, девушке желали достатка и сладкой жизни. Также невесте давали мед и масло, приговаривая, чтобы она была такой же, как эти продукты – мягкой и сладкой, то есть ласковой и послушной и своей новой семье. Давали невесте в руки и младенца, мальчика. Она вручала малышу деньги. Так девушке желали стать матерью сыновей, что всегда было почетно.

После вышеперечисленных обрядов невесту ставили за занавеской, где на нее потом смотрели старики и молодежь. Они давали ей оценку, после чего выходили. Их всех невеста встречала стоя. В день свадьбы к невесте приходил священнослужитель, мулла, чтобы зарегистрировать брак. Жених же в это время не показывался, он гостил в доме кого-то из друзей или родных, по соседству со своим домом. Его развлекали друзья. На третий день к нему приходили родственники невесты, мужчины. Свадебный обряд завершался через две недели после свадьбы, когда невеста выходила за водой.

После свадьбы

У ингушей принято праздновать в доме жениха еще два дня после свадьбы. Первые три дня после заключения брака жених проводит в гостях у тех, кто помогал ему готовиться к празднику. В эти дни в дом жениха приходят родственники и близкие друзья.

Их угощают самыми лучшими блюдами, дорогими винами. Те, в свою очередь, преподносят дары. Это драгоценности, деньги, дорогостоящая одежда. Веселье продолжается, не прекращаются танцы, звучат песни.

По прошествии этих трех дней невеста в присутствии подруг и сестер жениха набирает чистую воду, и молодые уходят в свой дом или ту часть жилья, которая была выделена им родителям жениха. Теперь они уже в новом качестве, как молодая семья, ходят в гости ко всем родным, друзьям и знакомым.

Свадьба в Ингушетии: традиции и ритуалы

Созданию семьи и обустройству семейного очага ингуши уделяют наиболее пристальное внимание. С детства они воспринимают негласные законы, пронизывающие жизненный уклад этого патриархального народа. Уважение к старшим, почитание вековых традиций и верность своему роду для ингушей далеко не пустые слова. Шагая в ногу со временем, они бережно хранят в своих сердцах и душах бесценные сокровища культурного наследия. Ингушская свадьба, со всеми ее уникальными обрядами и ритуалами, в полной мере отражает суть появления новой семьи. Длительный период подготовки позволяет молодым безболезненно влиться в жизнь общины в обновленном качестве взрослых, ответственных людей.

Бесконечный шлейф

Говорят, что каждая девушка мечтает о красивом подвенечном платье. Чтобы эта мечта сбылась в полном масштабе — выходи замуж за кавказского парня! Поражающее воображение платье невесты с бесконечно длинным шлейфом — вот главный атрибут богатой свадьбы в кавказском стиле. Невеста должна быть малышкой на миллион — и никак иначе.

Чем длиннее шлейф платья — тем лучше! Именно поэтому фотографии кавказских невест в Instagram чаще всего сделаны с одного и того же ракурса. Вот это вышивка, вот это кружево! Тут есть чему позавидовать.

Древняя культура Ингушетии

В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе. Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание.

Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.

Знакомство и сговор

Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.

Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.

Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.

Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии

Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.

Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.

После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.

В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.

Урду или плата за молоко, своего рода благодарность за обеспечение и воспитание дочери, передавался также на финальной стадии сватовства. Обычай не оговаривал твердой суммы, была лишь минимальная планка, ниже которой давать было просто неприлично. Например, на сегодняшний день минимальный калым за невесту составляет пятьдесят тысяч рублей. Но счастливый возлюбленный мог быть щедр, насколько позволяло состояние семьи. После этого девушка считалась сговоренной и полностью переходила под покровительство рода жениха, ее называли «наш человек».

Подготовительный период

В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.

Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.

Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.

Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.

Приданое невесты

Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.

Свадебные торжества в Ингушетии

Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.

Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.

В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.

Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.

Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.

Чем больше гостей — тем лучше

Разумеется, на настоящей кавказской свадьбе должно быть много гостей — и жениху с невестой не обязательно знать, кто все эти люди. Речь идет не о жалкой кучке людей из 200 человек — это не свадьба, а позор какой-то! Приличное торжество подразумевает, что на нем погуляют 400−500 человек — для них все это и затевалось, собственно.

Такая веселая вечеринка не в каждом ночном клубе бывает. Тем и хороши «правильные» свадьбы — можно и потанцевать от души, и спеть, и пострелять, если повезет.

Источник: www.cosmo.ru

Интересные обычаи ингушской свадьбы

Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.

  • С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
  • За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
  • Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
  • Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
  • Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
  • Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
  • Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.

По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.

После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.

В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.

Современные свадебные обычаи в Ингушетии

Многие традиции ушли в прошлое или переродились в стилизованные представления. Кража невесты без ее согласия стала немыслимой редкостью, также как сговоры в раннем детстве или принудительные браки совершенно незнающих друг друга молодых людей. Но, как и прежде стоит жесткое табу женитьбы на однофамильцах. Также, современные девушки и юноши могут видеться после сговора, но не жить совместно. Празднования в городах проводятся в банкетных залах ресторанов или на природе. В селениях обычно гости собираются в одном из дворов. Жесткое разделение на женскую и мужскую половину уже не соблюдается, так же как трехдневный запрет на встречу после венчания для супругов. И, конечно, молодая жена может встречаться со своими родителями по своему усмотрению.

Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.

Источники:

https://rusvesta.ru/planirovanie/scenarij/ingushskaya-svadba.html https://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/ingushskaya https://psvadba.ru/ingushskaya-svadba.html

Ссылка на основную публикацию
Похожее