Детство и юность
Татьяна Ташкова родилась 24 августа 1956 года в Сталинграде (современный Волгоград) в семье далекой от театра и кино. Ее мать работала продавцом в магазине тканей, а отец трудился мастером на заводе. Он отлично разбирался в любой технике, и вся округа шла к нему за помощью или советом. Это иногда даже вызывало небольшую ревность у маленькой дочери. В семье всегда царили лад и взаимопонимание, поэтому Таня никогда не слышала взаимных ссор и упреков. «Мои родители чудесные люди, которые жили так, как им совесть велела», — сказала потом Татьяна.
В детстве будущая актриса была очень активным ребенком: она посещала различные секции и кружки, среди которых были спортивная гимнастика, легкая атлетика, волейбол, рисование, вокал и многое другое. Но последнее увлечение — драматическая студия – определило всю ее судьбу. Записавшись туда вместе со многими одноклассниками, она в итоге осталась там одна вместе со своим наставником.
Уже тогда Таня по-настоящему заболела актерской профессией и твердо решила поехать в столицу учиться. Пугало одно — в обывательском сознании артистка воспринималась как фривольная женщина, а ее успех обязательно приходил через постель, поэтому родители не поддержали выбор дочери. Тогда Татьяна написала письма во многие театральные вузы с просьбой подробнее описать, как и на каких условиях организовано поступление. Ответ пришел только из Щукинского училища и то на какой-то невзрачной и плохочитаемой бумажке. Но тогда это казалось равносильно вызову в Москву, и родители не устояли. Напутствуя дочь перед отъездом, мать сказала, что пусть она съездит и проветрится, а затем поступит в нормальный вуз.
Однако все пошло наперекор мнению родителей. Таня проходила один тур за другим и каждый раз «радовала» семью телеграммой. Ну а после удачного поступления родители, сестра, одноклассники и соседи торжественно встречали ее в аэропорту с цветами — такова была радость за близкого человека. Тогда еще никто не знал, какие испытания ждут девушку впереди.
Отрывок, характеризующий Ташкова, Татьяна Александровна
– Вы скоро людей в сарафаны нарядите! Это что? – крикнул полковой командир, выдвигая нижнюю челюсть и указывая в рядах 3 й роты на солдата в шинели цвета фабричного сукна, отличавшегося от других шинелей. – Сами где находились? Ожидается главнокомандующий, а вы отходите от своего места? А?… Я вас научу, как на смотр людей в казакины одевать!… А?… Ротный командир, не спуская глаз с начальника, всё больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видел теперь свое спасенье. – Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен? – строго шутил полковой командир. – Ваше превосходительство… – Ну что «ваше превосходительство»? Ваше превосходительство! Ваше превосходительство! А что ваше превосходительство – никому неизвестно. – Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан. – Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме. – Ваше превосходительство, вы сами разрешили ему походом. – Разрешил? Разрешил? Вот вы всегда так, молодые люди, – сказал полковой командир, остывая несколько. – Разрешил? Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Полковой командир помолчал. – Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Что? – сказал он, снова раздражаясь. – Извольте одеть людей прилично… И полковой командир, оглядываясь на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому понравилось, и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3 й роте. – Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель. Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала. – Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить. – Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов. – Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!… – Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов. Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф. – Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя. – Едет! – закричал в это время махальный. Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер. – Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику. По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира. Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го го го го ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам. По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви. Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек 20 свиты. Господа свиты разговаривали между собой и иногда смеялись. Ближе всех за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. Рядом с ним шел его товарищ Несвицкий, высокий штаб офицер, чрезвычайно толстый, с добрым, и улыбающимся красивым лицом и влажными глазами; Несвицкий едва удерживался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь в точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер. Несвицкий смеялся и толкал других, чтобы они смотрели на забавника.
Суровая жизнь в Москве
Пребывание в столице в отрыве от семьи заставила познать Ташкову одиночество, неустроенность и безденежье. В конце первого курса у Татьяны случился эмоциональный надлом, и она стала подать в обмороки. После обращения к врачам девушка оказалась в психиатрическом отделении Боткинской больницы. Врач посоветовал отвлечься от учебы и хорошенько отдохнуть — это помогло, и она успешно сдала сессию.
После окончания учебы Ташкову распределили на работу в далекий Магадан, пригрозив в случае отказа не выдать диплом. Актриса была занята на съемках и отказалась лететь на Дальний Восток. Но вскоре наступил творческий перерыв, поэтому пришлось согласиться на распределение, правда, уже в Нальчик. Но и туда Татьяна не поехала, попытавшись устроиться в какой-нибудь столичный театр.
Путь в кино
Дебют актрисы в кино состоялся еще в студенческие годы. В 1975 году она сыграла небольшую роль в картине Э. Кеосаяна «Когда наступает сентябрь». После этого последовало участие в мелодрамах Г. Кузнецова «Только вдвоем» и В. Плоткина «Просто Саша», а также в военной драме П. Чухрая «Трясина». В 1977 году, когда Татьяна получила диплом Щукинского училища, она снялась в остросюжетной картине «Поединок в тайге».
В 70-80 годы Ташкова продолжила активно сниматься в кино. Одной из любимейших ролей этого периода она признает волейболистку-тезку, которую сыграла в советско-японской картине «Путь к медалям». По сценарию девушка вопреки большой любви ее молодого человека выходит замуж за другого, но потом, преодолев различные препятствия, возвращается к любимому. И все это происходит вместе с развитием ее спортивной карьеры. Кроме того, советские зрители смогли увидеть Ташкову в фильмах «Частное лицо» (Татьяна Скворцова), «День возвращения» (Александра), «Десант на Оринги» (В. Григорьева), «Честный, умный, неженатый» (продавщица Тамара), «Тревожное воскресенье» (Таня Земцова), «Таможня» (Наташа Малышева) и многих других.
После повторного выхода замуж Татьяна стала появляться в титрах под фамилией Ташкова. Одной из самых заметных ролей стал образ Катерины Николаевны в фильме «Подросток», снятому по роману Ф. Достоевского. Вместе с этим в 1983 году актриса начала выступать на сцене Театра-студии киноактера.
Биография
Окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина (1977). В кино — с 1975. До 1982 значилась в титрах как Татьяна Васильева
. С 1983 — актриса Театра-студии киноактёра. С 1994 — артистка Московской драматической труппы «Блуждающие звезды».
В 1992 году занялась предпринимательской деятельностью. Окончила банковскую школу по работе с ценными бумагами, работала в банке. Руководила частной телекомпанией, сняла три документальных фильма о Карелии. Играла в антрепризе, занималась дубляжом, озвучивала мультфильмы. Снималась в рекламе («тётя Ася»).
Вдова кинорежиссёра Евгения Ташкова (1926—2012), имеет сына Алексея.[1]
«Уроки французского»
На съемки в «Уроки французского» она попала довольно случайно. Выбирая нужную актрису, режиссер Е. Ташков устроил серьезный кастинг, в котором участвовали именитые актрисы вроде Л. Ахеджаковой, Е. Симоновой и И. Муравьевой. Татьяна проходила пробы последней и сделала это не очень удачно, заставив режиссера на художественном совете сказать, что у нее была худшая игра. Тем не менее Ташков попросил утвердить на роль именно ее. Позднее режиссер объяснил свой поступок тем, что ему нужен был просто добрый человек, а не профессиональное мастерство прекраснейших актрис.
В итоге Ташков оказался прав. Татьяна прекрасно справилась со своей задачей: образ добросердечной учительницы, искренне желавшей помочь своему ученику, был представлен очень точно. Партнером актрисы по съемочной площадке был воспитанник детского дома Миша Егоров, сыгравший экранного мальчика Володю. Этот фильм стал во многом судьбоносным для актрисы. Во-первых, с ним связано знакомство с Е.Ташковым, который в течение 34 лет будет ее любимым мужем, а во-вторых, сыгранная роль станет одной из самых ярких во всей кинокарьере.
Сильная женщина
Лихие 90-е проверили на прочность многих соотечественников, не стала исключением и Ташкова. В силу непростых жизненных обстоятельств она ушла из кинематографа и попыталась найти себя в другом деле. По совету подруги устроилась поваром в одну из компаний: днем кашеварила, а вечером играла в театре. Было очень тяжело, но серьезно заработать не удавалось. Тогда Татьяна решила пойти учиться. Она окончила курсы художественной обработки кожи и начала изготавливать кожаные изделия. Ей предлагали открыть собственную мастерскую, но она не решилась, считая свои умения недостаточно профессиональными. Кроме этого, актриса прошла курсы батика, вязания, вышивания и даже ведения реестра акционеров. Позднее Татьяна окончила столичную банковскую школу. Это открыло ей дорогу в банк, где она трудилась главным администратором центрального депозитария. По иронии судьбы именно в это время ей присвоили звание Заслуженной артистки.
За 12 лет отлучения от профессии Ташкова поработала в двух банках, а также стояла во главе частной телерадиокомпании. Успела она побывать и предпринимателем, потрудившись в сфере рекламно-издательского бизнеса. Ну и, конечно, были съемки в рекламе. Многим помнится пресловутая тетя Ася, из-за которой пришлось даже перекраситься в брюнетку. В актерской среде эту работу оценили неоднозначно, а вот рядовые зрители стали прочно ассоциировать Татьяну с этим образом.
Однажды на улице ее узнала продавщица цветов и поблагодарила за поданный пример. В одной из телепередач была рассказана история актрисы, сумевшей найти в себе силы преодолеть трудности. И эта женщина, работавшая за гроши учительницей, открыла небольшой бизнес и смогла вырваться из финансовой ямы. «Тогда я поняла, что все не напрасно», — говорит Ташкова в ответ тем, кто успел обвинить ее в предательстве профессии.
Возвращение в кинематограф
Новое появление на экране замечательной актрисы состоялось в 2004 году. Поначалу приходилось сниматься в эпизодах сериалов «Ландыш серебристый-2» и «Виола Тараканова. В мире преступных страстей-1». В дальнейшем в ее фильмографии стали появляться более масштабные роли: автобиографическая киноповесть «Утесов. Песня длиною в жизнь» (дочь великого певца), сериал «Молодые и злые» (Елизавета), мелодрама «Дар Божий» (Елена Рогова), остросюжетный фильм «Спецкор отдела расследований» (Рая Митрофанова).
Содержание
- 1 Биография 1.1 Актриса советского кино
- 1.2 Переходный период (1990-е годы) 1.2.1 Роль тёти Аси в рекламе отбеливателя
1.3 Актриса российского кино2 Творчество
2.1.2 Документальное кино2.1.3 Озвучивание2.2 Театральные работы
2.2.2 Московская драматическая труппа «Блуждающие звёзды»2.2.3 Большой театр (Москва)2.2.4 Московский драматический театр имени Рубена Симонова2.2.5 Центральный Дом актёра имени А. А. Яблочкиной (Москва)3 Награды и призы4 Комментарии5 Примечания6 Литература7 Ссылки
Личная жизнь
Первый супруг актрисы учился в МГИМО. Это был типичный студенческий брак по большой любви, который закончился крахом спустя полтора года. Расставание было особенно тяжелым, так как муж категорически не хотел разводиться. Поэтому решение пришлось принимать Татьяне, и она до сих пор осознает, что причинила тогда боль бывшему супругу.
Во время кинопроб фильма «Уроки французского» судьба ее свела с режиссером картины Евгением Ташковым. Она признается, что режиссер отнюдь не был героем ее романа. Отношение к нему было наполнено большим авторитетом как к мастеру кинематографа. После окончания работы над фильмом Ташков предложил Татьяне пожениться, но она ответила отказом. Родители Татьяны не приветствовали помолвку с Евгением по причине тридцатилетней разницы в возрасте. Лишь спустя год она не устояла перед напором влюбленного по уши режиссера. «Он покорил меня своей добротой и хорошим отношением»,— вспоминает Ташкова.
Свадьба Татьяны и Евгения состоялась в 1980 году. Первое время супруги боялись знакомить свою вторую половину с родственниками, но после совместной поездки на юг они решили эту проблему, и все упреки были забыты. Вскоре у пары родилась дочка, которая умерла еще в роддоме, а затем в 1983 году на свет появился сын Алексей. В 2012 году Евгений Ташков скончался, и сегодня Татьяна живет одна, уделяя много внимания своему сыну и работе.
Последний фильм Ташкова и жена в главной роли
В 2012-м году советскому режиссеру исполнилось восемьдесят три. Его финальной работой стала картина «Три женщины Достоевского», где маэстро, конечно, снимал любимую жену. После завершения съемок повелитель кинокамер прожил ровно два года. Овдовев, Ташкова больше замуж не выходила. Посвятила себя актерскому мастерству, сыну и внукам. Кстати, Алексей унаследовал от родителя режиссерский талант. И также творит, как когда-то его разносторонний, окрыленный, неугомонный отец.