Россия, Москва, пос. Коммунарка, Скандинавский бульвар
Телефон:
+7 (977) 289-23- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Валентина Толкунова — биография, семья и творчество советской певицы

Можно вспомнить не так уж много артистов эстрады, уже покинувших этот мир, чьё творческое наследие не ушло вместе с ними. Песни в их исполнении не становятся архаикой, интересной разве лишь искусствоведам и историкам, и, пускай и в электронной записи, продолжают радовать обычных поклонников. Одной из таких артисток была певица Валентина Толкунова, которая получила официальное звание народной намного позже того, как стала ею по существу.

image

Ансамбль песни и танца: детство юной исполнительницы

image Валентина Толкунова. 1970-е. Фотография: Юрий Садовников / Мультимедиа арт музей, Москва

Валентина Толкунова родилась в городе Армавир, в Краснодарском крае. Ее отец, Василий Толкунов, был кадровым военным и прошел сначала советско-финскую, а потом и в Великую Отечественную войну. Ее мать, Евгения Смирнова, работала на железнодорожной станции. Она была дочерью репрессированного и до свадьбы жила в Забайкальском крае.

Когда Толкуновой исполнился год, семья переехала в Москву: Василия Толкунова демобилизовали, и его родственники позвали в столицу. В 1949 году родился еще один ребенок — сын Сергей. Семья жила очень скромно. Мама певицы Евгения Толкунова говорила: «После войны, это же не сейчас, когда пошел в магазин и купил книги, игрушки. У меня был с собой один резиновый пупс. Это, пожалуй, была единственная игрушка моих детей Когда появились деньги, то первое, что я купила — проигрыватель и пластинки».

В доме всегда звучала музыка. Младший брат Сергей Толкунов вспоминал: «У нас в доме было много грампластинок, которые мы часто слушали мамочка каким-то чудным образом выкраивала денежку на покупку пластинок. Помню, у сестры была тетрадка, куда она аккуратно переписывала слова песен, которые были популярными тогда». В семье часто пели все вместе: бабушка, дети и мама, которая аккомпанировала на гитаре.

В 1954 году Валентина Толкунова пошла в первый класс. Когда будущей певице было 10 лет, ее приняли в Народный ансамбль песни и танца Центрального дома детей железнодорожников. На прослушивание посоветовала прийти учительница: она заметила, что Толкунова поет на переменах. Из школы отобрали семь человек. Руководителем ансамбля, в котором стала заниматься Валентина Толкунова, был знаменитый дирижер Семен Дунаевский, уроки вокала вела педагог Татьяна Овчинникова.

image
image
image

Муза

И все же, широко укоренившийся образ певицы не дает полного представления о ней. Чтобы до конца понять такое явление, как поющая Валентина Толкунова, нужно понимать силы, которые ею двигали, врожденные качества ее психики, ее природные желания.

Испокон веков и во все времена в человеческом обществе существуют особенные люди — те, кто своим пением объединяет людские души в одно целое и устремляет в едином направлении. Народные певуньи — женщины, которым от Бога дана способность своим голосом воздействовать на человеческую психику. Для чего? Для сохранения вида человеческого.

Человеческое сознание разрозненно, существует в отдельных головах миллионов людей, и каждый думает о своем. Но в жизни народов наступают времена, когда люди должны объединяться для выживания: стихийные бедствия, вражеские нашествия, глобальные катастрофы, после которых нужно налаживать нормальную жизнь. И во всех этих случаях человеку помогает, как это ни удивительно, песня, слова и мотив которой воспринимаются одинаково всеми.

Потому всегда в почете у людей был и будет человек, который поет. Во время войны «специальная женщина», от природы рожденная кожно-зрительной, поддерживала своим пением воинов, поднимала их боевой дух и вдохновляла на битву с врагом. А после окончания сражения она, наоборот, успокаивала возбужденных войной мужчин, убаюкивала их разгоряченное битвой сознание, исполняя протяжные заунывные песни, печальные степные напевы.

В современном мире ничего не изменилось. Меняется форма, но суть остается прежней. И потому продолжают рождаться на земле особенные женщины, наделенные природным даром народных певиц. Валентина Толкунова, бесспорно, относится к этому уникальному явлению.

Невозможно было оторвать глаз от этой кожно-зрительной красавицы, когда она пела! Как «лебедь белая» плыла эта женщина по сцене, завораживая публику. В глазах светилась любовь, каждый жест был полон ласки. Как обладательница зрительного вектора, она от природы была наделена самой большой эмоциональной амплитудой, пиком которой является любовь. И Валентина Толкунова щедро делилась этой любовью и своим природным талантом со зрителями.

Исполнение кожно-зрительной певицы всегда несет глубокий психологический смысл и, проникая глубоко в подсознание каждого, напрямую воздействует на наше коллективное бессознательное, то призывая защищать Родину, то возвращая к мирной жизни у семейного очага.

Как в дни Великой Отечественной войны заводная, с ярким блеском в глазах, певица Клавдия Шульженко своими песнями поднимала бойцов на сражения за Родину, так, спустя время, народная артистка Валентина Толкунова своим ласковым голосом и всем своим правильным видом успокаивала психику людей, напоминала им о доме, семье, детях и простых радостях мирной жизни.

Кстати, на концерте в 1972 году, где Валентина Толкунова выступала со своим первым сольным номером, обе эти женщины — великие народные певуньи — символично пересеклись на одной сцене, как бы передавая эстафету своеобразного музыкального сохранения русских людей и России.

Как это? — спросите вы. Да вот так. Однажды на одном из концертов вдруг погас свет. В полной темноте, ничего не видя и не слыша, зрители начали волноваться, это волнение грозило перейти в массовую истерику и смертельную давку. Нужно было каким-то образом успокаивать зал, и режиссер концерта принимает волевое решение: «Зовите Валентину Васильевну Толкунову, она их успокоит!»

Певица Татьяна Острягина вспоминает, как среди всеобщей суматохи из гримерки послышался спокойный голос Толкуновой: «Я сейчас иду!» При слабой подсветке свечками певица прошла на сцену и в кромешной тьме начала петь.

«В абсолютной темноте она начинает петь, — с восторгом рассказывает Татьяна Острягина. — Акапелла, без всякого сопровождения. И зал замирает. Замирает как один-единственный человек. Я такой тишины не слышала даже в Большом театре.»

Вот так это работает в жизни: развитая кожно-зрительная женщина одна может успокаивать многотысячные залы одним лишь своим пением.

Джазовая певица

Валентина Толкунова и ее первый муж — Юрий Саульский. Фотография: biografiya-zvezd.ru

В 1966 году автор песни «Черный кот», композитор Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66». Музыканты исполняли джазовую музыку. Впервые в СССР помимо биг бенда — большого джаз-оркестра — в состав коллектива входила и вокальная группа. Солистов Саульский решил найти среди студентов Московского института культуры. Валентина Толкунова была одной из тех, кто пришел на прослушивания: ее интересовало модное в те времена направление. Певица вспоминала: «Я думаю, что это был период обучения, потому что музыкант должен в каждом направлении чувствовать себя уверенным . Я как дирижер-хоровик понимала, что когда ты поешь в ансамбле, то это очень большая школа научиться находить гармонию и в оркестре. Это важно». На прослушиваниях она технично спела сложный вокализ, и ее взяли в состав «ВИО-66». Певице приходилось много репетировать и быстро учить новые приемы: она никогда до этого не исполняла джазовую музыку. Вскоре Толкунова стала главной солисткой. В 1966 году певица вышла замуж за Юрия Саульского.

«Вероятно, Ю. Саульский посту­пил очень правильно, составив певче­скую группу из дирижеров-хоровиков (в данное время еще студентов). «На­стоящие» сопрано и альт, тенор и бас вряд ли смогли бы так органически слиться с инструментальной частью оркестра и стать той особой его оркест­ровой краской, без которой сама идея «ВИО» терпит крах. Кроме того дирижеры-хоровики в любом составе они умеют петь, «как один»

Марек Тероганян, журналист. Статья в журнале «Советский цирк» за 1966 год

«ВИО-66» часто давали концерты в городах СССР, выступления оркестра транслировали в программе «Голубой огонек». Из-за плотного графика гастролей и репетиций Валентине Толкуновой стало сложно совмещать работу в ансамбле и учебу в институте. Тогда Саульский посоветовал ей перевестись на заочное отделение Музыкального училища имени Гнесиных, которое певица закончила с красным дипломом в 1971 году. В это же время ансамбль распался: Юрий Саульский покинул коллектив — из-за репетиций у композитора не хватало времени на собственную музыку. В это же время они расстались и с Толкуновой.

Сольная карьера: знаменитые песни Валентины Толкуновой

«Стою на полустаночке». Музыка Ильи Катаева. Слова Михаила Анчарова. Исполняет Валентина Толкунова

В 1971 году певице предложили озвучить композиции для первого советского телесериала «День за днем». Музыку для них написал Илья Катаев, слова — поэт Михаил Анчаров. Певица исполнила «Я ночью шла по улице», «Песня о России», «Звук шагов». Вскоре после выхода картина стала знаменитой, и композиции записали на отдельную пластинку и выпустили в продажу. В фильме впервые прозвучала песня «Стою на полустаночке», но ее спела актриса Нина Сазонова.

Через год певица впервые исполнила сольную песню. Поэт Лев Ошанин услышал голос Толкуновой в телесериале и предложил ей выступить на своем юбилейном концерте. На возражения Толкуновой о том, что у нее нет своей песни, Ошанин ответил: «Я тебе дам песни, ты споешь, так что будешь участвовать». На творческом вечере поэта певица исполнила авторскую композицию «Ах, Наташа». Перед выступлением Валентина Толкунова вплела себе в волосы жемчужную нить: так она хотела дополнить платье, расшитое бусинами. С тех пор певица не выходила на сцену без жемчуга в волосах. Толкунова говорила: «Мое единственное украшение — жемчуг. Либо нитка в волосах, либо жемчужные сережки. Я не очень люблю украшения в том виде, в котором все привыкли видеть». Песня «Ах, Наташа» так понравилась зрителям, что певицу дважды вызывали на бис. В тот вечер на сцену выходили знаменитые музыканты: Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Георг Отс. Концерт транслировали по телевидению, и Валентина Толкунова сразу стала знаменитой.

В 1972 году композитор Павел Аедоницкий написал песню «Серебряные свадьбы». Она была создана специально для грузинского ансамбля «Орера», который должен был исполнить композицию на юбилейном вечере автора. Однако коллектив в последний момент приехать не смог, и Аедоницкий обратился к Валентине Толкуновой. После выступления написать песни для нее захотели композиторы Марк Минков, Микаэл Таривердиев, Эдуард Колмановский. «Серебряные свадьбы» прозвучали в исполнении Толкуновой в финале телевизионного конкурса «Песня-73». В этом же году по предложению автора Ильи Катаева она перепела «Стою на полустаночке».

Однако это были лишь разовые концерты. Официальной работы у Валентины Толкуновой не было. В интервью для книги «Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой» Иосиф Кобзон говорил: «После расставания с Саульским, Валентина оказалась в одиночестве как в личном, так и в творческом смысле. Мы с ней встретились, и я спросил: «Чем ты занимаешься?». Она ответила: «К сожалению, ничем». Я предложил Валюше прийти к нам, в Москонцерт. В то время существовал художественный совет, и она пришла на прослушивание».

В 1973 году Валентина Толкунова стала солисткой Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых коллективов «Москонцерт». Через несколько месяцев она познакомилась с композитором Владимиром Мигулей. Он написал песню «Поговори со мною, мама» и хотел, чтобы ее исполнила Толкунова. Изначально композицию планировали отдать известной исполнительнице народной музыки Людмиле Зыкиной, но певица уехала на длительные гастроли.

«Раздался звонок. Я открываю дверь. Входит человек, такой беленький, с длинными волосами, очень скромный молодой человек… Сел за инструмент и сыграл мне эту песню. И когда я стала репетировать, первая женщина, которая услышала песню, — это была моя мама. Она заплакала и сказала: «Эта песня будет нравиться всем мамам»

Валентина Толкунова

Болезнь и смерть

Еще в 1992 году у Валентины Толкуновой был обнаружен рак молочной железы. После операции и курса химиотерапии болезнь отступила, но спустя 16 лет все-таки вернулась. А позднее у певицы дополнительно обнаружили опухоль мозга. Валентина Васильевна отказалась вновь ложиться под нож, продолжала гастролировать.

Валентина Толкунова и ее второй муж — Юрий Папоров. Фотография: семейный архив / kp.by

Валентина Толкунова была замужем дважды. С Юрием Саульским они познакомились в 1966 году на прослушиваниях, когда певица пришла пробоваться в ансамбль. Валентина Толкунова вспоминала: «Влюбилась впервые, по-настоящему! Мне было всего девятнадцать. Юра был старше меня на восемнадцать лет. Но нас это не смутило. Уже через год мы поженились. Я была с ним очень счастлива!». Они вместе репетировали, ездили на гастроли, разрабатывали новый репертуар. Брак продлился пять лет.

В 1974 году она выступала на приеме в мексиканском посольстве. Одним из гостей был журналист-международник Юрий Папоров. После выступления Папоров подошел к певице, и они проговорили весь вечер.

«Увидев Юрия впервые, я была поражена его стилем и изысканной манерой одеваться! Он был изумительно элегантен, потрясающе выглядел в деловых костюмах и никогда не носил дешевых вещей — только из качественного материала, пошитые высококлассными портными Узнав Папорова ближе, я не могла не восхититься его интеллектом, серьезностью, обстоятельностью»

Валентина Толкунова, певица

Вскоре они поженились. В 1977 году у пары родился сын Николай. Когда ребенку исполнилось четыре года, Юрий Папоров уехал в длительную командировку в Мексику на пять лет. Там журналист писал биографическую книгу «Хемингуэй на Кубе». Он звал Толкунову с собой, но певица отказалась: в СССР у нее была работа. Когда Папоров вернулся, они обвенчались. Валентина Толкунова вспоминала: «Чаще всего, долгое время живя с человеком, мы начинаем думать, что всё про него знаем. Я же бесконечно открываю в Юре новые грани и качества. Я всё время нахожусь в состоянии поиска и понимания характера мужа. Как же при таком положении вещей он может стать мне неинтересен?». Они прожили вместе 36 лет.

Толкунова Валентина: биография, ее любовь всей жизни — памятные моменты

Закончим портрет народной артистки. Одной из популярных и самых востребованных певиц советского времени была Валентина Толкунова. Сын Николай, биография и жизнь которого не слишком наполнены творчеством, был для певицы смыслом жизни и самым важным мужчиной. Два брака и возможный роман не принесли ей длительного женского счастья. Но певица навсегда оставила свой след в душах многих женщин и мужчин, влюбленных в ее творчество.

Валентина Васильевна пела всегда с улыбкой на лице, грациозно пританцовывая.

Ее запомнили не только современники, но и последующие поколения. Ведь она вкладывала в свои песни душу, и потому они вечны.

«Мудрость в каждой музыкальной фразе»

«Мы на лодочке катались» (русская народная песня). Исполняет Валентина Толкунова. Фрагмент телеверсии сольной программы Валентины Толкуновой «Монолог женщины» (1986)

С 1975 года Валентина Толкунова работала с известным пианистом и композитором Давидом Ашкенази. Репертуар певицы пополнился романсом Александра Вертинского «Сероглазый король», песнями «Мы на лодочке катались», «Где ты раньше был», «Старые слова». Параллельно она озвучивала мультфильмы: голосом Толкуновой пели герои картины «В порту», «Почтовая рыбка», «Старый дом». В книге «Апология памяти» Лев Лещенко писал: «Она сумела передать сокровенные чувства, мысли и переживания, свойственные любой женщине. Ее песне требуются простор, воздух, дальний горизонт, ей нужен запах полевых цветов. Вот почему многие ее песни стали, по существу, народными, вошли в его плоть и кровь».

В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Валентине Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же певица получила звание заслуженной артистки России. На «Песне-79» она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».

«Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства»

Микаэл Таривердиев, композитор

«Если б не было войны». Музыка Марка Минкова. Слова Игоря Шаферана. Исполняет Валентина Толкунова

Одной из самых знаменитых песен Толкуновой стала «Если б не было войны». Ее написала композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан. Совместная работа над композицией шла тяжело. Толкунова вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссер. Он помогал певице прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По просьбе Толкуновой в композиции добавили вставки с военным маршем. Певица рассказывала: «Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат Я чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой».

В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонек» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе». Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. Слова написал поэт Николай Добронравов. Песня стала хитом.

Спустя несколько месяцев Валентина Толкунова исполнила композицию «Спят усталые игрушки» для заставки программы «Спокойной ночи, малыши!». Ее голосом пела «Кабы не было зимы» мама дяди Федора в мультфильме «Зима в Простоквашино» 1984 года.

Ссылка на основную публикацию
Похожее