Москва, 31.05.2021, 04:40:41, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.
59-летний актер Владимир Стержаков хорошо знаком россиянам после участия в проектах «Такси-блюз», «Мусорщик», «Доярка из Хацапетовки» и «Две судьбы».
Владимир Стержаков полюбился зрителям после ролей в проектах «Сыщики», «Две судьбы», «Марш Турецкого», «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Отель Элеон» и во многих других кинолентах и сериалах.
Артист, который и сегодня продолжает сниматься и очень популярен, мужественно борется с серьезной болезнью, о которой знали лишь самые близкие.
Детство и юность
Родился и вырос Владимир Александрович в Таллине. Отец 15-летним юношей во время Великой Отечественной войны ушел на фронт, мать угнали на работы в Германию. Они сумели пережить это страшное время, а после судьба свела их вместе. Молодые люди поженились, поселились на окраине города в бараке, где и прошло детство будущего артиста. Володя получил «двойное» воспитание: с одной стороны, его окружала безграничная любовь родных, с другой — законы улицы, на память от которых у Стержакова остались шрамы.
View this post on Instagram
A post shared by Владимир Стержаков (@sterzhakov_official)
Детские годы
Владимир Стержаков не был примерным ребенком. Родители много работали, так как им необходимо было заботиться о пропитании. Мальчик большую часть времени был предоставлен самому себе. Он рос дворовым ребенком, с удовольствием участвовал в активных играх и проказах. О некоторых своих поступках Стержаков сейчас вспоминает со стыдом.
В школе Владимир учился плохо. Хорошая оценка у мальчика была только по труду. В старших классах он неожиданно увлекся театром. Все началось с объявления в газете «Вечерний Таллин», которое парню показали друзья. Владимир узнал о наборе учеников в театральную студию, решил испытать свои силы. Неожиданно для всех и в первую очередь для него самого его приняли. Стержаков влюбился в мир драматического искусства, пропадал уже не во дворе, а в студии. Его оценки в школе стали еще хуже, однако он уже знал, какой профессии должен посвятить свою жизнь.
Театр
Мхатовская сцена оказалась не только местом учебы для артиста в молодости, но и первым «взрослым» местом работы. Он играл в «Маленьких трагедиях», «Тартюфе» и других постановках. В начале театральной карьеры Стержакова художественным руководителем театра выступал Олег Ефремов. Когда мэтра не стало, место главы МХАТа сменил Олег Табаков.
View this post on Instagram
A post shared by Мария Берсенева (@berseneza)
Во время распространения коронавируса в 2021 году и связанных с ним ограничительных мер театр испытал не лучшие времена. Запрет на проведение спектаклей сильно отразился на доходах артистов. Финансовые трудности коснулись и Стержакова. В интервью он признался, что вынужден был выставить на продажу дачу — содержать семью на пенсию в 17 тыс. Владимир Александрович не мог.
Армия, театр
Вскоре после того как начинающий актер Владимир Стержаков начал сотрудничать с Художественным театром, ему пришла повестка в армию. Молодой человек стал одним из немногих артистов МХАТа, кто отправился служить. Когда он прибыл на призывной пункт, военком пытался отправить его обратно. Он предлагал парню пройти службу в Театре Красной армии. Владимир отверг это предложение. Его дед погиб на войне, отец участвовал в сражениях, мать побывала в плену. Он не смог бы смотреть в глаза родителям, если бы не пошел служить. Военком вынужден был удовлетворить желание юноши.
Службу Владимир прошел в саперском полку под Ростовом. После демобилизации молодой человек вернулся в театр. После раздела труппы Стержаков стал играть на сцене МХАТа имени А. П. Чехова. «Горе от ума», «Утиная охота», «Маленькие трагедии», «Тартюф», «Мишкин юбилей» — лишь немногие из известных постановок, в которых он принял участие за годы работы.
Фильмы
Дебютировать на экране Стержакову довелось в середине 80-х в подростковой драме «Плюмбум, или Опасная игра», в которой артист сыграл эпизодическую роль бармена. За этой работой последовали другие, однако настоящую славу и узнаваемость в то время фактурному актеру (рост 180 см) с запоминающимся лицом принесла реклама. Он честно заявлял, что пошел на такой шаг исключительно из-за денег, когда в кино начался застой. Кроме этого, Владимир не гнушался подрабатывать уборщиком и таксистом, разгружал вагоны и продавал туристические услуги.
Востребованность артиста вернулась в 2000-х. Стержаков превратился в звезду сериалов. Одной из ярких стала работа в комедийно-фантастическом проекте «Маргоша». Здесь актер воплотил на экране образ генерального директора глянцевого журнала «МЖ» Бориса Наумовича Егорова. Вместе с ним в проекте снялись Мария Берсенева, Лена Перова и другие российские артисты.
Владимир Стержаков в сериале «Отель «Элеон»»
Сначала режиссеры использовали актера для создания образов бюрократов, грязных политиков и криминальных авторитетов, но затем роли стали разноплановыми. В фильме «Валерий Харламов. Дополнительное время» Владимир перевоплотился в легендарного тренера Анатолия Тарасова, в мелодраме «Манекенщица» — в директора Дома моды.
В 10-х годах артист продолжал активно сниматься в разноплановых проектах. Особую любовь зрителей получила работа Стержакова в сериале «Отель “Элеон”». Персонаж Владимира Александровича, Даниил Алёхин, влиятельный бизнесмен, «перекочевал» в комедию из последнего сезона «Кухни». Склочный характер героя рождал много комичных ситуаций в сюжете.
В последующие годы фильмография актера постоянно пополнялась новыми, хоть и не главными ролями. В частности, он снялся в двух «медицинских» сериалах. Комедийная мелодрама «Семь ужинов» позволила артисту попробовать себя в оригинальной роли — главного врача психиатрической больницы. В драматической многосерийной ленте «Доктор Преображенский» Стержаков воплотил на экране образ чиновника Вепрева, ставящего палки в колеса центральному герою.
Личная жизнь
Рассказывая о личной жизни, Владимир Александрович признался, что в молодости крутил головокружительные романы. За развитием событий следили коллеги по театру, друзья, а СМИ не раз просили поделиться подробностями, но ни имен, ни обстоятельств артист раскрывать не собирается.
Первый брак Стержаков заключил фиктивно, чтобы получить столичную прописку и остаться в театре. После развода актер познакомился с сотрудницей посольства Франции по имени Оливия. Связь с иностранцами тогда не приветствовалась, пара не раз замечала слежку и превращала побег от соглядатаев в увлекательное приключение.
Однажды Оливия все-таки предложила уехать к ней на родину, но страсть Владимира к холостяцкой жизни оказалась сильнее. Все изменилось после знакомства с Аллой, выпускницей Московского энергетического института. Красавица завоевала сердце мужчины, когда тому уже было за 30. Будущую супругу Владимир повстречал в булочной: стоял в начале очереди и решил пропустить вперед симпатичную даму. Влюбленные встречались более полугода и при этом говорили друг другу «вы», не стремясь перейти к более близким отношениям.
View this post on Instagram
A post shared by Владимир Стержаков (@sterzhakov_official)
Пара хотела детей, но девочка, которой успели выбрать имя Евгения, погибла до рождения. Алла годами лечилась, не опуская рук. Со временем в семье появились сыновья Денис и Алексей. Старший получил диплом продюсера в Школе-студии МХАТ. Артист ведет страницу в «Инстаграме», где появляются фото со съемочных площадок с его участием.
Актер не пьет, не курит, помимо рыбалки, любит преферанс и путешествия. А помощник по хозяйству из него никакой, все заботы лежат на жене. Зато удовольствие Владимиру доставляет покупка продуктов на рынке — он обожает торговаться. До дефолта у Стержакова был собственный бизнес: вместе с друзьями он организовывал речные и морские круизы.
Когда дело рухнуло, артист взялся преподавать на режиссерском факультете ВГИКа. Но и это занятие пришлось бросить: не получалось совмещать съемки и чтение лекций. В 2019-м Владимир Александрович вновь набрал курс, но уже в Институте современного искусства, на кафедре, которой заведовал Дмитрий Певцов.
Владимир Стержаков: «Званий, регалий у меня нет, но народ любит, и этого достаточно»
То есть заниматься исконно женскими делами. А исконно мужскими в их семье занимается жена Алла, которой Стержаков как-то купил в подарок футболку с трогательной надписью «Так выглядит лучшая мама на свете».
НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Стержаков Владимир Александрович, актер. Родился 6 июня 1959 года в Таллине. Окончил Школу-студию МХАТ. Служил в МХТ. Снимался в фильмах: «Плюмбум, или Опасная игра», «Ночной дозор»; в сериалах: «Сыщики», «Досье детектива Дубровского», «Огнеборцы», «Парни из стали», «Гаишники», «Лучший город Земли», «Оперативный псевдоним», «Диверсант. Конец войны» и др.
— Владимир, вы не производите впечатление закрытого человека, но в отличие от многих коллег не слишком-то афишируете свою личную жизнь. Отчего так?
— Жена у меня не любит все эти разговоры, потому как такие интервью вызывают у наших мальчишек неадекватную реакцию. У младшего, Алешки, которому пять лет, проходят уже какие-то конференции с ровесниками в песочнице, а старший, Денис, в свои девять просто начинает задирать нос. Тут как-то в прошлом году уговорил меня поехать на метро. А под землей же ко мне подходят, фотографируют на телефон, берут автографы, пожимают руки… Сын крайне внимательно за этим наблюдал, а когда мы доехали, выдал: «Пап, — говорит, — тебя так все уважают, как Путина». Знаете, это дорогого стоит. По крайней мере я не стал его разубеждать, раз это было таким откровением для него. Но мы все равно опасаемся, что, видя свои фотографии в журналах, дети станут «звездить».
— Разумеется, вы им не желаете актерской судьбы, как это принято…
— А вот и нет: очень даже желаю. Мечтаю об этом. И я буду им помогать, если потребуется. Считаю, что это самая лучшая профессия. Только к ней изначально нужно подходить как к тяжелому труду, а не празднику. Да, во многом успех в этой сфере — лотерея, но она того стоит. Хотя у нас из окна видно здание МГУ, и жена с тещей на него с надеждой поглядывают. Особенно когда в последнее время старший с азартом увлекся биологией.
— Вы как отец уже начинаете с ними по-мужски разговаривать о жизни?
— Нет, пока — и я с величайшей радостью несу это бремя — я для них большая живая игрушка. Невзирая ни на что, голодный ли, уставший, но только я переступаю порог, как немедленно включаюсь с ними в игру. Порой даже уже засыпаю, лежа на полу, прямо на ковре, причем специально ложусь ничком, чтобы сыновья нечаянно не жахнули мне в глаз или в нос. Для младшего, когда он представляет себя героем, воюющим со злой силой, я выступаю либо какой-нибудь нечистью из «Черепашек-ниндзя», либо негодяем из «Пиратов Карибского моря»…
— Вас и в кино на роли негодяев частенько приглашают режиссеры, не анализировали, почему?
— Я настолько разный, что могу играть кого угодно. Мой диапазон широк: от страстного, пылкого героя до всякой мерзости. А вообще по амплуа я трагикомедийный актер. Это то, что я могу сделать просто на раз, как многие утверждают. Единственное, от какой роли я точно всегда откажусь, — это от роли какого-нибудь маньяка-педофила. Насилие над детьми — это то, что я не могу выносить.
— Вы с детского сада были артистичны?
— Совершенно верно. Со мной все ясно стало довольно рано. Детство проходило в художественной самодеятельности, я вечно что-то декламировал, пел, танцевал. Так что моя дорога была прямой, несмотря на то, что родители у меня были далеки от этой сферы. Они, прожив вместе 54 года, сколько я помню, всегда боролись за жизнь, за буквальное выживание с тремя детьми на руках… А я рос дворовым парнем — многих моих тогдашних приятелей уже нет в живых, кто-то за колючей проволокой… Учился неважно, школу закончил с одной «четверкой» по труду… Все время пропадал на репетициях… Я же ничего не умею делать: ни гвозди вбивать, ни стиральную машинку включить, ни телевизор настроить — только лицедействовать. Поэтому дома у меня все чинят и делают ремонт жена Алла и мой друг Вовка Рожков. Я пытался научиться, но безрезультатно: все выходит криво, бьет током… Единственное, что делаю в доме вдохновенно, — готовлю, мою посуду, окна, глажу белье, бегаю с пылесосом, купаю детей, читаю, сочиняю им на ночь сказки. Не подумайте, что формально. В сказки и мультики я и сам до сих пор верю. (Улыбается.)
— Если вернуться к работе… Какой наиболее весомый аспект, заставляющий вас принять решение в пользу того или иного проекта?
— Я не могу работать без куража. Не вижу смысла. Все ведь должно кипеть, искрить… Так было у меня и на протяжении всех двадцати лет, что я служил в МХТ, так продолжается и сегодня. У меня есть потрясающие антрепризные спектакли, абсолютно разножанровые: комедия «Маленькие аферы большого города», где я играю с Верой Сотниковой, Владимиром Стекловым; потом мелодрама «Кот в мешке», где я играю с Сашей Балуевым и Таней Рудиной, а также изумительная баллада «Похищение Сабинянинова», где я играю вместе с Ларисой Удовиченко, Катей Федуловой и Людмилой Марковной Гурченко. И я, между прочим, очень серьезно отношусь к антрепризным проектам. Я же в первую очередь театральный актер, и такая форма общения со зрителем, пускай и разовая, все равно должна делаться на высочайшем уровне.
— Но это еще и неплохая форма заработка…
— Согласен. Но я к деньгам в принципе спокойно отношусь. С легкостью с ними расстаюсь! Обожаю тратить заработанные средства, покупать подарки близким и друзьям…
— На хозяйстве у вас супруга?
— Да. Я ничего не знаю про коммунальные платежи, но вот ходить по рынкам — это мое. Это же целое искусство. (Улыбается.) Я умею торговаться, и мне нравится этот процесс. Так что, безусловно, деньги нужны, и, кстати, исключительно ради них, а не ради любопытства, я снимался в многочисленных рекламных роликах, когда кино в нашей стране почти умерло и артистам грозила творческая невостребованность… Правда, после знаменитого майонеза я с этим делом завязал, хотя эффект узнавания и популярности был ошеломляющий, на меня обрушилась прямо-таки всенародная, не побоюсь этого слова, любовь. Но у этой медали есть и обратная сторона — продюсерское суждение. В нашей стране ведь мало настоящих талантливых людей этой профессии. Большинство — все-таки самовлюбленные, довольно ограниченные люди, которые видят тебя по телевизору в рекламном блоке — и уже в своем фильме они тебя видеть почему-то не хотят.
— С вашим неугомонным нравом неплохо было бы организовать какой-то бизнес… Что думаете по этому поводу?
— До дефолта у меня с партнерами была туристическая компания, занимающаяся теплоходными экскурсиями по Днепру, по Черному морю… Это был такой элегантный бизнес: путешествия, четырехпалубные, мощные теплоходы… При этом я играл в театре, но все знали и о моей другой жизни, знакомые приезжали ко мне в офис: кто деньги занять, кто опохмелиться… Но сейчас, честно говоря, я не хотел бы вновь создавать какой-то бизнес. Сегодня я скучаю скорее по педагогике. Я много лет преподавал на режиссерском факультете во ВГИКе, и сейчас от этого занятия меня отвращают только наши московские пробки. Не могу позволить себе целый день потратить на дорогу от своего дома на Мосфильмовской на другой конец города.
— Как я понимаю, в настоящий момент предложений полного метра у вас пока нет…
— К сожалению, большое кино в нашей стране стало некой кастовой историей. Создается впечатление, что существует какая-то закрытая, подпольная организация по его производству. Мне это не нравится. Я никогда не состоял ни в каких партиях и группировках, да и предлагать себя сам не умею. Поэтому никаких званий, регалий у меня нет. Зато народ меня любит! И этого мне вполне достаточно. К тому же и призы на кинофестивалях частенько получаю.
— Могу предположить, что у вас, как у всех актеров, очень подвижная нервная система. Когда накатывает меланхолия, как из нее выбираетесь?
— Я не пью и не курю, если вы об этом спрашиваете. Я либо сплю, либо иду в фитнес-зал, либо бегаю, либо на велосипеде катаюсь. Спорт меня выручает.
— Сколько лет вашему браку?
— Четырнадцать.
— Это довольно большой срок для актерской среды…
— Вы рассуждаете как обыватель, а, между прочим, актеры, как и люди других профессий, так же любят быт, домашний уют, свою семью, детей. Вы обратили внимание, что я не участвую во всевозможных светских тусовках, притом что являюсь чемпионом мира по компаниям?! Потому что мне там скучно. Там неживые люди, там нет настоящего общения. В этом мире интересны лейблы и искусственные части тела. Мне подобное тяжело и неприятно воспринимать. Я абсолютно семейный человек и дорожу каждой минутой, проведенной с родными. Это моя вселенная.
— А среди коллег у вас много друзей?
— Нет. Просто период актерской дружбы взахлеб лично у меня прошел. Были люди, без которых я не мог дышать, — не буду называть их фамилии, но сегодня все они знаменитости, и у меня прежнее чувство к ним куда-то ушло. Рассосалось само собой. Да, мы иногда созваниваемся, но это уже нельзя назвать «не разлей вода». В настоящий момент среди моих ближайших товарищей — люди иных специальностей: юристы, врачи…
— В продолжение семейной темы: хочу спросить, чем занимается ваша жена?
— Слава Богу, Алла не актриса. Она закончила Московский энергетический институт, и она технарь до мозга костей.
— Насколько вы разные по характеру с супругой и как много у вас общего?
— Помню, во время нашего медового месяца в Таллине я пригласил ее на мою любимую рыбалку. Это же то хобби, которое мне было предопределено судьбой. Я родился на море, и с ранних лет отец брал меня с собой в лодку, удить. С тех пор я каждый год с компанией отправляюсь в низовье Волги. Причем мы наслаждаемся самим процессом, природой, рыбу всегда отпускаем, и я у каждой рыбки прошу прощения, что причинил ей боль. А тогда я взял молодую жену с собой на ловлю угря. Думал доставить удовольствие. Но получилось наоборот: Алла мучилась, сидела у костра, кусаемая комарами, и сказала, что больше на рыбалку не поедет никогда. Так что вкусы у нас не всегда совпадают, но вообще я вам скажу, что до неприличия сильно люблю свою жену. В моем возрасте, казалось бы, уже что-то должно поутихнуть, но нет. Как будто в пищу мне что-то подсыпается, но с каждым годом чувства увеличиваются. До удушья. Не знаю, понимаете ли вы меня… Но будучи на съемках, хватаешь телефон, начинаешь посылать какие-то эсэмэски с объяснениями в любви, потому что словами такое не скажешь — нужно обязательно написать, и чтобы это было именно прочитано, а не услышано.
— У вас ведь есть и еще один член семьи — спаниель…
— Да, красивей нашей собачки нет. Луша у нас розового цвета, с пятисантиметровыми ресницами, с элегантной, виляющей походкой… Ей уже четырнадцатый год пошел, и она то создание, которое в жизни меня не обмануло. Все эти годы, когда я прихожу домой, Луша всегда с искренней радостью меня встречает и сразу же прячет телефон, чтобы все свое внимание я сосредоточил на ней. Ревнует.
— Скоро она будет бегать постоянно на свежем воздухе — я слышала, что недавно вы приобрели загородный дом…
— Да, в этом году мы обустроили себе летнюю дачу. Но жить постоянно за городом пока не планируем.
— Это правда, что каждое утро вы показываете себе язык, глядя в зеркало?
— Совершенно верно. Я очень суеверный, именно по этой причине строго следую данной примете. Лучше уж я сам себе покажу язык, чем это сделает кто-то другой.
***
Стержаков — артист многогранный, и одинаково хорош, что в ироническом сериале «Даша Васильева. Любительница частного сыска» (на фото справа, с Ларисой Удовиченко), что в телевизионном фильме «Валерий Харламов. Дополнительное время» (на фото внизу).
Состояние здоровья
В 2021 году во время гастролей в Саратове артисту стало плохо. Отыграв 15 минут в спектакле «Сублимация любви», Стержаков вернулся за кулисы и попросил вызвать скорую. Марат Башаров, игравший в этой постановке, поддерживал коллегу до самого возвращения в столицу. Тогда, после обследования медиков, стал известен страшный диагноз — «рак брюшной полости». Эта новость шокировала исполнителя.
View this post on Instagram
A post shared by Владимир Стержаков (@sterzhakov_official)
Позднее артист решил рассказать о своей истории широкой аудитории. Откровенный поступок Стержаков объяснил желанием поддержать людей, попавших в схожую ситуацию. Также актер подчеркнул, что нужно доверять врачам — стремление избавиться от недуга с помощью народной медицины и целительства лишь забирает драгоценное время.
Владимир Стержаков сейчас
В 2021 году Владимир Александрович продолжил работу в кино. На экраны с участием актера вышла комедия «Стендап под прикрытием», в которой он сыграл заместителя министра. В центре сюжета — секретное задание для Светланы Артюховой, сотрудника полиции без чувства юмора (в исполнении Валентины Мазуниной). В картине также снялись Кирилл Нагиев, Зоя Бербер и другие.
В мае артист вновь стал гостем программы Бориса Корчевникова «Судьба человека». Исполнитель ролей в театре и кино рассказал об интересных случаях из жизни, о том, какие испытания ему пришлось преодолеть в борьбе с тяжелой болезнью. По словам Стержакова, любовь близких помогла ему излечиться — сейчас недуг отступил.
Владимир Стержаков стал востребованым актеров в зрелом возрасте
Но есть категория актеров, которые становятся востребованным актером в зрелом возрасте более чем в молодости. В число таких актеров вошел и Стержаков. Хоть в 80-х и 90-х у актера был карьерный кризис зато, начиная с 2000-х, снялся более чем в 150-ти картинах. Актеру сначала очень к лицу были бюрократические роли: начальников, чиновников, политиков. Но со временем актер очень хорошо показал себя и в ролях других категорий.
Слава пришла к Владимиру после роли в боевике «Мужская робота». С каждым новым сериалом популярность актера постепенно возрастала.
Фильмография
- 2001 — «Мужская работа»
- 2005 — «Даша Васильева. Любительница частного сыска»
- 2006 — «Доярка из Хацапетовки»
- 2007 — «Валерий Харламов. Дополнительное время»
- 2008 — «Разведчики: Война после войны»
- 2009-2011 — «Маргоша»
- 2010 — «Судмедэксперты»
- 2013 — «Думай как женщина»
- 2013 — «Тихая охота»
- 2014-2015 — «Молодежка»
- 2015 — «Курортный роман»
- 2016-2017 — «Отель «Элеон»
- 2017 — «Жизнь после жизни»
- 2018 — «Лишний»
- 2019 — «Семь ужинов»
- 2020 — «Бывшие»
- 2020 — «Паромщица»
- 2021 — «ИП Пирогова-4»
- 2021 — «Стендап под прикрытием»