Действие нового фильма Валерия Тодоровского происходит в начале 70-х в Одессе. Ради красивых сцен на «Мосфильме» соорудили точную копию типичного одесского дворика, который супруга режиссера Евгения Брик называет невероятным. «Это был кусочек Одессы, перенесенный в Москву», — делилась актриса в интервью teleprogramma.pro. Она же никогда не забудет этот чарующий город, который по признанию звезды, никого не способен оставить равнодушным. «Там невероятная архитектура, колорит, люди, в памяти всплывают книги об этом городе… Зоя (дочка) пока еще не была в Одессе, но мечтает о поездке и уже очень хорошо представляет себе, что это за город», — высказалась она.
Каждый год, 8 мая, в день рождения Тодоровского они посещали Одессу: гуляли по любимым улочкам режиссера, жили в гостинице рядом с Оперным театром, ездили на Одесский кинофестиваль. В юности свекра Петра Ефимовича Тодоровского окружала творческая элита того времени. «Рассказывал, как они с Владимиром Высоцким играли на гитаре и пели», — признается Брик. Наверняка все эти теплые воспоминания и привели к созданию фильма «Одесса», премьера которого назначена на 5 сентября. Кстати, там Евгения сыграла главную роль.
В центре сюжета — журналист, отправляющийся в Одессу с сыном. Вскоре город закрывают из-за эпидемии холеры… Главные роли исполнили: Ирина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Евгения Брик и Ксения Раппопорт. До съемок семья Брик и Ярмольника дружили, поэтому актриса переживала как сложатся их рабочие отношения. Роль Леонида изначально писалась для него одного. Потому Тодоровский с женой были безумно рады, что артист задействован, ведь он редко соглашается сниматься. «Я сначала волновалась, как буду работать в кадре с Леней, таким профессионалом. А потом не хотелось, чтобы съемки заканчивались, потому что такие партнеры — это то, ради чего стоит быть в этой профессии. Мы приходили с утра на площадку, надевали костюмы, входили в декорацию, начинали репетировать. Потом был обед — Леня, Ира Розанова или я приносили вкусную еду на площадку… А вечером не могли разойтись, несмотря на дикую усталость, — сидели и разговаривали в вагончиках. Это и есть безумный кайф, в котором создается фильм. Мне кажется, эта энергия любви между людьми потом очень чувствуется зрителем. Она всегда либо есть, либо нет», — призналась Брик.
Артистка открыла: в ее судьбе было много событий, которые заставили по-новому взглянуть на жизнь: «Каждый раз, преодолевая боль в душе или проблему, ты просто становишься сильнее и понимаешь, какое большое счастье жить, когда близкие и любимые рядом и здоровы. Осознаешь, что больше ничего не нужно, тем более ссориться и переживать по каким-то пустякам» Она считает, что «Одесса» — сильное кино, которое поднимает на поверхность множество страшных вопросов, но, вместе с этим, заставляет людей по-другому взглянуть на свое существование.
«Холера в «Одессе» — отдельный персонаж, который, как в тюрьме, держит героев в абсолютном непонимании, что с ними будет. Они хоть и шутят, и стараются держаться, но кругом карантин и ходят слухи, как люди в больницах умирают. Все это обостряет самоощущения любого человека, становится страшно за себя и за близких, и начинаешь переосмысливать жизнь и поступки. И вот в такие моменты люди проявляют себя совершенно неожиданно даже для самих себя. Когда мы чувствуем опасность для жизни, мы можем совершать невероятные поступки в состоянии аффекта. У кого-то происходит освобождение от многолетних страхов и запретов, переосмысление жизни, организм существует в другом ритме: или сейчас, или уже никогда. Вот что и происходит с героями в «Одессе», — рассказала знаменитость. Актриса подчеркнула важность перемен на любой ступени жизни. «Важно иногда останавливаться в этом безумном закрученном ритме и задавать себе вопросы: а все ли так, как я хочу, те ли люди рядом, даю ли я им достаточно любви? Той ли профессией занимаюсь, которой хочу? И так по всем пунктам. Иначе эту жизнь можно прожить на черновик. А нам дано столько, сколько дано, и надо уметь говорить себе правду», — высказалась Евгения.
Кстати, ее дочь Зоя практически все лето провела на съемочной площадке и даже несколько раз появится в новом кино. Для ребенка звездной пары это была возможность окунуться в атмосферу советского времени, от чего она была в восторге. Зоя, несмотря на юный возраст, любит смотреть советское кино. Она обожает актрису Ирину Волкову и фильмы: «Ох уж эта Настя» (где звучит знаменитая песня «Лесной олень») и «Ни слова о футболе». Ей интересен мир ее родителей, бабушек и прабабушки Маши, которой сейчас 96 лет, жизнь октябрят и пионеров. Но сами знаменитые родители к ее увлечению миром кино относятся как к хобби. И это несмотря на то, что Зоя уже сыграла главную роль в американском мистическом сериале для Netflix «ОА». Сейчас она перевелась из Америки в школу в Москве. Между прочим, премьера кино совпала с днем рождения Евгении Брик. «Также в этот день родилась Катюня — Валерина старшая дочка. Надеюсь, мы будем вместе с ней на премьере. Посмотрим фильм, а потом пойдем отмечать», — отметила актриса.
Фото: instagram.com/evgeniabrik
Фото обложки: instagram.com/evgeniabrik
« Предыдущая запись
Детство и начало карьеры Брик
Моделью девушка работала до 13 лет, но главной её мечтой была карьера актрисы. Отец видел Женю как продолжательницу его карьеры учёного, поэтому ее перевели в школу с углубленным изучением английского языка. Мечту дочери о театре и кино поддержала мать. Девушку перевели в школу при училище имени Щепкина, а затем она прошла огромный конкурс и поступила в ГИТИС на курс Александра Збруева. После окончания института Евгению приняли в труппу театра «Современник».
Во время учёбы Женя начала предпринимать попытки стать успешной киноактрисой, но доставались ей лишь небольшие эпизодические роли. Первые фильмы, в которых мелькнула Брик – «Интересные мужчины» и «Северное сияние». Стартовой площадкой для успешной карьеры в кино стали сериалы «Марш Турецкого» и «Каменская». В 2003 г. роль Ляли в «Подмосковной элегии» принесла Евгении Брик премию за лучший актёрский дебют.
Валерий Тодоровский и Евгения Брик: о дочке, совместной работе и кино
Валерий Тодоровский
— Валерий, была ли у вас возможность проверить, насколько изменился дворовый язык вашего детства в Одессе, снова побывать в родном дворе, на Одесской киностудии? — К сожалению, нет, мы же прибыли на фестиваль всего на несколько дней, а для того, чтобы сравнить языки настоящего времени и моего прошлого, нужно хотя бы пожить в этом дворе некоторое время… Кстати, мой двор находится как раз напротив Одесской киностудии, на Французском бульваре. Там я провел первые десять лет своей жизни. Но я заглядывал туда много позже. Конечно, там все такое уже старенькое, маленькое… Да и киностудия изменилась. В моем детстве она была процветающей, активно работала, была переполнена людьми. И талантливыми. Там по коридорам ходили звезды того времени — Василий Шукшин, Владимир Высоцкий… Сегодня, безусловно, это рухнувшая структура, находящаяся в упадке. — Ваш отец, Петр Ефимович, прожил долгую, счастливую, очень правильную жизнь… Он принадлежит к поколению, которым мы восхищаемся, говорим, что эти люди совсем иного склада… В нынешнем поколении вы видите масштабные личности, есть ли повод для оптимизма? — Когда человек начинает говорить, что кругом народ измельчал, он совершает ошибку. Каждому поколению кажется, что оно лучшее. Но в каждом поколении ведь есть свои грандиозные личности, и, пока мы не выродились окончательно, все не так уж плохо. — Но чуть ли не каждое второе поколение сейчас именует себя потерянным, и всех мучает кризис среднего возраста. Эта проблема донимала и Печорина, и героев лент «Утиная охота», «Полеты во сне и наяву», и учителя из вашей картины «Географ глобус пропил». Интересно, были ли у вас подобные темные периоды и как вы с ними справлялись? — Это слишком личный вопрос, и я не уверен, что мне на него нужно отвечать. Но, с другой стороны, возможно, я, как и многие люди, живу в постоянном состоянии кризиса. И к кризису среднего возраста это ощущение не имеет никакого отношения. Просто некие творческие сомнения, и вряд ли стоит из них выходить. И история, рассказанная в кино, мне понятна, не случайно она меня зацепила. И тут есть еще вопрос, каких людей я в этом мире люблю. Так вот героя Константина Хабенского, такого Виктора Служкина, я люблю. И похожих на него тоже. На экране человек два часа пьет водку, влюбляется в школьницу, выясняет отношения с женой, тут же ей изменяет, но полагаю, что он не врет, не предает, не совершает подлостей, не крадет, и он настоящий интеллигент. Я знал таких людей, встречался с ними, и уверен, что именно они и являются совестью нации. Считать, что совесть нации — это всегда какие-то безгрешные святые, неразумно. Совесть бывает и с грехами. Тут главное основа. — Как режиссер, чем вы сегодня «больны»? — Неделю назад закончил двенадцатисерийный фильм для ТВ, и эта работа мне была очень важна. Я бы даже сказал, что на сегодняшний день мне телевидение интереснее, нежели кино. В кино все труднее показывать человеческие истории, оно все больше превращается в аттракцион, в зрелище, в шоу, а телевидение оставляет нишу, где можно рассказывать о людях камерно, спокойно, подробно. Это меня и привлекает. — Вы в третий раз стали отцом уже в довольно зрелом возрасте. Не превратило ли это вас в сумасшедшего папочку? Нет, я для этого слишком занятой человек, многим нагружен. Правда, это совсем не значит, что я плохой папа. Мне достаточно просто Зою любить. И я обязательно читаю дочке книжки на ночь.
Евгения Брик
— Женя, в этом фильме вы уже совсем другая, нежели в своих предыдущих работах — в «Тисках», «Стилягах». Изменилось ли ваше мировоззрение за это время? — У меня родился ребенок четыре года назад, и я совсем не снималась первые два года, с дочкой сидела, поэтому уж не знаю, выросла ли я как актриса… Моей героини в «Географе…» мало, и это всегда сложно. Но были полноценные сцены, в которых я могла проявить себя. — В последнее время, как я понимаю, вы больше мама и жена… — Да, хотя уже года два снимаюсь вполне активно, буквально живу в самолетах. Так, в прошлом году у меня состоялось сразу пять проектов. Наверное, самый интересный — это российский «Темный мир. Равновесие». Потом я снялась в Америке в короткометражке, которую недавно показывали на Мадридском кинофестивале, и она взяла приз за лучшую режиссуру. Кроме того, я снималась у ирландского режиссера. Еще есть одна военная картина… Так что на отсутствие работы не жалуюсь. (Улыбается.) — Многие ваши ровесницы-коллеги ориентированы на карьеру на Западе и целенаправленно к ней двигаются. У вас в этом смысле есть планы? — Нет. Когда там в кинотеатрах шел наш фильм «Стиляги», ко мне подходили и спрашивали: «Неужели у тебя нет здесь своего агента и ты совсем не занимаешься собственным продвижением?!» А вот нет! Нет уверенности, что это реально: там своих артистов полно. И по большому счету чтобы сниматься в Голливуде, совсем не обязательно там жить. Когда ищут некий типаж, то приезжают в Россию и делают пробы здесь. Хорошо, что появился некий интерес к русским артистам в мире, но я все равно пессимистка в этом смысле. (Улыбается.) А в эту американскую короткометражку я попала совершенно случайно. Ее затевали знакомые молодые ребята, актеры, которые хотели попробовать себя в режиссуре, они мне предложили роль, и я согласилась. Было любопытно, только и всего. — Знаю, что сейчас в основном вы живете в Лос-Анджелесе. Как вам там обстановка, быстро освоились? — Я все-таки живу на два дома. Работаю чаще в России, а отдыхаю там, с Зоей занимаюсь целыми днями. Безусловно, у океана прекрасно, тепло. Когда укладываю ребенка спать, то смотрю любимые фильмы, читаю книги, это самое большое удовольствие… Быстро привыкаешь к тому, что люди тебе приветливо улыбаются, очень нежно относятся к детям, и чужим в том числе. Большая в этом разница с Россией… — Дочка говорит уже на двух языках? — Дома с Зоей мы общаемся исключительно по-русски, но она же находится в американской среде с рождения, моментально все схватывает, поэтому сейчас мешает слова. Полагаю, что позже у нее само собой произойдет это деление на два языка. — В какой профессии вы видите ее в будущем? — Лично я никогда не буду на нее давить. Один дедушка у нее был человеком творческим; другой, мой папа, — математик, поэтому у нее много путей развития. Но вот пока именно ее интерес к музыке поражает всех. Причем с года у нее это началось. Едва она научилась стоять, как уже была перед телевизором и не могла оторваться от канала классической музыки «Mezzo», пыталась повторять движения дирижера. В своем юном возрасте она уже знает наизусть все американские мюзиклы. Это как аттракцион: с любого места она может начать петь, еще даже не понимая слов. — А вы ведь и сами любите петь, и в предыдущем интервью мне признавались, что мечтаете сыграть в мюзикле. Пока не осуществили желаемое? — Пока я пою в фильмах. Вот в ирландском пела, например. Причем эту сцену мы снимали в Москве, на Дне города, я вышла на сцену в парке имени Горького и пела. Зрители даже не поняли, что мы снимаем кино; думали, обыкновенный концерт, очень тепло меня принимали. И сейчас я снимаюсь и пою… — Не могу не спросить о вашей работе с Константином Хабенским в фильме «Географ глобус пропил». Впервые же вы с ним встретились еще на сериале «Бухта Филиппа», так что у вас должен быть слаженный альянс. С ним легко в кадре? — Не то слово! В каждом бы фильме вместе с Костей сниматься! В нем так гармонично сочетаются и профессионализм, и человеческие прекрасные качества… Он так трогательно тебе помогает, совсем не эгоистичен. Он замечательный! Как и режиссер Александр Велединский, с которым я познакомилась еще тринадцать лет назад на пробах к сериалу «Закон».
Судьбоносный кастинг
Знакомство режиссёра Тодоровского и актрисы Брик состоялось на кастинге к фильму «Закон». Актриса претендовала на главную роль, но не была утверждена. Режиссёр не увидел в Евгении соответствия образу главной героини, но был буквально очарован красотой и обаянием 22-летней актрисы. По признанию самой Брик, когда она увидела Валерия, «земля ушла из-под ног». Это была любовь с первого взгляда.
Валерий был старше Брик на 19 лет, жил в счастливой семье и воспитывал двоих детей. Для друзей и знакомых его семья была примером идеальных отношений, поэтому роман с молодой актрисой стал для всех неожиданностью. Тайные отношения Валерия и Евгении длились 4 года. В 2006 г. режиссёр оставил первую семью и женился на актрисе. Скромная свадьба влюблённой пары была организована в лучшем ресторане Москвы. Счастливое событие с Валерием и Евгенией разделили только самые близкие люди. Невеста предстала перед гостями не в традиционном белом, а в облегающем чёрном наряде, выгодно подчёркивающем её стройную фигуру.
«Зоя не очень озабочена актерской карьерой»
— Год назад ваша дочь Зоя снялась в США в мистическом сериале «ОА» для канала Netflix. Как развивается ее актерская карьера?
— Получилось забавно: я сейчас снималась во втором сезоне сериала «Адаптация», а Зоя — во втором сезоне «ОА». Так что мы движемся по сезонам дальше. Дочка была абсолютно счастлива продолжить съемки, потому что вновь встретилась со своей любимой съемочной группой, где много ее друзьей. Это происходило в Сан-Франциско, и мы с Валерой наконец впервые побывали вдвоем на съемочной площадке как родители. Было очень интересно оказаться по ту сторону съемочного процесса, когда мы просто стоим и смотрим, как режиссер работает с дочерью. Это все было очень волнительно, мы переживали, как Зоя сейчас выполнит задание режиссера. Стояла и думала: «Боже мой! Как это вообще может происходить?!»
Евгения Брик (слева) в детстве и ее дочь Зоя Тодоровская (справа) сейчас. фото: Личный архив
— Зоя мечтает о новых ролях, хочет стать звездой?
больше по теме
Евгения Брик: Это мой собственный выбор — жить на две страныПодходит к концу первый сезон сериала «Адаптация» на ТНТ. Подводим итоги вместе с актрисой, которая играет в проекте главную женскую роль.
— К счастью, она не очень этим озабочена. Мне кажется, что это катастрофа, когда ребенок попадает в мир кино и сразу же начинает видеть себя в будущем исключительно актрисой. Есть много примеров, когда дети часто снимались, иногда становились популярными, но это не привело к успешной взрослой актерской карьере. Потому что ребенок с возрастом меняется и с большой вероятностью может стать невостребованным и получить психологическую травму на всю жизнь, потому что будет помнить свой успех в детстве. Поэтому мы с Валерой стараемся обо всем этом с Зоей разговаривать. Она знает историю мальчика, который снимался в «Шестом чувстве» и «Искусственном разуме» и был настоящей звездой. Зоя эти фильмы смотрела, поэтому спрашивает у меня, где сейчас снимается Хэйли Джоэл Осмент. Объясняю: «Зоя, наверное, он изменился внешне, поэтому решил заняться чем-то другим». Дочь в этом смысле очень взрослая, все уже понимает, и у нее, помимо кино, есть миллион других интересов. Да, когда Зою вызывают на какие-то очень интересные пробы, мы иногда с ней ходим, но мы не из тех родителей, которые будут таскать ребенка по кастингам, и у нас нет мечты непременно сделать Зою звездой. Она играет на фортепиано, серьезно занимается танцами и имеет множество других интересов.
— Ей нравится в школе? Как родители, окончившие советскую школу, оценивают систему образования в США?
— В школе Зое безумно нравится, потому что здесь нет такого давления на ребенка, как в России. Сначала меня даже тревожило отсутствие этого давления. Поскольку я воспитывалась в другой системе, мне хотелось, чтобы у нее было побольше уроков, заданий, строгий контроль, как у нас. А потом я поняла, что готова довериться их системе. Результат везде один: кто хочет учиться, тот учится, кто не хочет, тот никуда не поступает. В Америке огромное количество нобелевских лауреатов, потрясающая система образования — есть Стэнфордский и Принстонский университеты и много других учебных заведений. У Зои большой выбор на будущее — она может учиться здесь, может в России, а может в Европе.
— А как Петр Ефимович Тодоровский общался с внучкой? Что от Тодоровских вы видите в ее характере и творческих возможностях?
— Зоя, конечно, помнит дедушку. Жаль, что она провела с Петром Ефимовичем очень мало времени. Дочке было всего 3 года, когда он умер. До сих пор не верится в это. Когда мы приезжаем за город, на дачу к Мире Григорьевне (супруга Петра Тодоровского. — Ред.), нам до сих пор кажется, что сейчас выйдет Петр Ефимович, возьмет гитару и будет играть, а Зоечка начнет танцевать. Это было их любимое времяпровождение. У нас осталось очень много видеозаписей, пересматриваем их всей семьей. Мы часто слушаем музыку, которую написал дедушка Зои. 9 Мая дочка с интересом посмотрела по телевизору снятый им «Военно-полевой роман», после чего задала много вопросов. А потом весь день пела «Рио-Рита». Поэтому, конечно, слух, музыкальные способности Зоя унаследовала именно от Петра Ефимовича. Она очень музыкальна: и играет, и сочиняет музыку.
Мэлс (Антон Шагин) и комсомолка Катя (Евгения Брик) в фильме «Стиляги». Кадр из фильма
— Что она сама любит слушать?
— Майкла Джексона. Это ее кумир с детства: она знает все его клипы, песни, танцы. Также она слушает очень много классической музыки. Зоя обожает пианиста Евгения Кисина — Шопена в его исполнении может слушать часами. Она все лето мечтает о том, как мы поедем осенью на его концерт в Сан-Франциско. У Зои широкий кругозор — поп-музыка, классика, серьезное кино, мультики. У нас нет задачи оградить ребенка от чего-то и показывать ей только гениальные произведения. Чтобы сформировался правильный вкус, стараемся открывать ей разные миры и показывать много всего интересного.
— Если вы с мужем на съемках, то с кем оставляете Зою? У вас есть помощница?
— Няни у нас никогда не было. Когда я улетаю на съемки, то Зоя остается с Валерой. Если мы вдвоем работаем, то с моей мамой. Мне очень повезло, потому что мама всегда помогает.