Россия, Москва, пос. Коммунарка, Скандинавский бульвар
Телефон:
+7 (977) 289-23- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

«Я никогда не пользуюсь столами»Опиум, коты и «Приорат Сиона»: 10 фактов о Жане Кокто

Ценителям французского кино знакомо имя блистательного актера Жана Маре. Принц Обаяния — так восторженно называли его почитатели. Творческая карьера и фильмография артиста знакома многим. А вот личная жизнь Жана Маре овеяна ореолом тайн, загадок и недомолвок.

Дата и место рождения: 11.12.1913 Франция. Шербур.
Знак зодиака: Стрелец
Образование: курсы актерского мастерства Шарля Дюллена
Семейное положение: разведен, детей нет

Официальные данные из биографии

Жан Маре родился 11 декабря 1913 года в небольшом портовом городе Шербур на северо-западе Франции. Семья была с небольшим достатком. Отец работал ветеринаром. Мать страдала клептоманией, за украденные вещи она оказывалась за решеткой. Брат Анри появился на свет четырьмя годами раньше Жана. Еще была сестра Мадлен, но она умерла до рождения третьего малыша.

Когда ребенку был годик, отца призвали на войну. Вернулся он через четыре года и почти сразу ушел из семьи. Мужчина не только не растил своих детей, но даже не виделся с ними. Поэтому младший сын его совсем не помнит. После развода родителей мальчики с мамой переехали жить в Париж. Их воспитанием в большей мере занимались бабушка и тетя, ввиду частого отсутствия матери.

Примечания[ | ]

  1. 12 Jean Cocteau // filmportal.de — 2005.
  2. 12 Jean Cocteau // Munzinger Archiv (нем.) — 1913.
  3. 12 Jean COCTEAU // NooSFere (фр.) — 1999.
  4. 12Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  5. 12 Jean Cocteau
  6. 12 Jean Cocteau (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  7. Museum of Modern Art online collection (англ.)
  8. Кокто Жан // Большая советская энциклопедия: Кварнер — Конгур — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 12. — С. 403. — 623 с.
  9. 12 Archivio Storico Ricordi — 1808.
  10. 1234Как Жан Кокто повлиял… Как Жан Кокто повлиял на моду. Ода сюрреализму (рус.). // officiel-online.com (5 июля 2019). — «В детстве Кокто пережил смерть отца, покончившего жизнь самоубийством <�…>». Дата обращения: 10 ноября 2021. Архивировано 10 ноября 2021 года.
  11. Жан Маре. / Непостижимый Жан Кокто. / М. 2003. С. 22—23.
  12. 12Жан Кокто. Портреты-воспоминания. — М.: Известия, 1985. — С. 94—96.
  13. Пруст М. Беглянка / пер. с фр. Н. М. Любимова (прилож. Л. М. Цывьяна). — С-Пб.: Амфора, 2000. — С. 238—239. — 391 с..
  14. Моруа Андре. В поисках Марселя Пруста / пер. с фр. Д. Ефимова. — С-Пб.: Лимбус Пресс, 2000. — С. 359. — 382 с.
  15. Emmanuelle Retaillaud-Bajac. «Les démons de Jean Cocteau», Magazine L’Histoire , septembre 2003.
  16. Williams, James S. (2008). Jean Cocteau. London: Reaktion. ISBN 978-1861893543.
  17. Jean Cocteau (1889-1963)
  18. Любовь в фотографиях: Жан Кокто и Жан Маре. 26 лет вместе (рус.). // officiel-online.com (8 июня 2018). — «Любовный и дружеский союз Жана Маре и Жана Кокто продлился 26 лет.». Дата обращения: 13 февраля 2021. Архивировано 13 февраля 2021 года.
  19. J. Maritain. Réponse à Jean Cocteau. — J. Maritain. Oeuvres (1912–1939). Paris, Desclée De Brouwer, 1975, p. 363–392.
  20. Жан Кокто. Петух и Арлекин. — М.: Прест, 2000. — С. 139.
  21. Жан Кокто. Портреты-воспоминания. — М.: Известия, 1985. — С. 98.
  22. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века
  23. Christian Schmitt. Les Vitraux De Cocteau : Son Dernier Chef-D’oeuvre (неопр.) . Le Nouveau Cénacle . Дата обращения: 21 декабря 2021. Архивировано 5 октября 2014 года.

Ранняя жизнь

С раннего детства Жан был активным и неуправляемым ребенком. В школе он часто хулиганил, срывал уроки или вовсе на них не появлялся, дрался со сверстниками и разыгрывал учителей. Но еще с дошкольного возраста мальчик мечтал стать актером. Это желание возникло после посещения кинотеатра, куда его отвела мама на просмотр фильма «Тайны Нью-Йорка». Картина сильно впечатлила ребенка, и он решил, что тоже будет сниматься в кино. Кроме этого, мальчика привлекал театр, куда мать иногда водила его на спектакли.

Подрастая, Жан становился более послушным и степенным. Пятнадцатилетним подростком он оставил школу, чтобы зарабатывать деньги на осуществление своей мечты. Сначала юноша работал на заводе и в радиомастерской, а потом помогал фотографу. Тот научил Жана основам живописи, которой увлекался сам. Благодаря полученным навыкам молодой человек начал писать картины. Чтобы заработать, он выступал моделью для журналов. В это же время парень с завидной регулярностью рассылал свои фотографии разным киностудиям в надежде, что его когда-нибудь заметят и пригласят на съемки.

Жан Маре трижды сдавал экзамены в Парижскую консерваторию на отделение актерского мастерства, но ни разу не поступил. Хотя раньше он думал, что учиться на артиста совсем не обязательно, сниматься можно и без образования. Но когда однажды он увидел себя со стороны – с выпученными глазами и неестественным голосом, то сразу изменил свое мнение. Настойчивый юноша не оставлял своих намерений. Наконец-то ему повезло, молодого человека зачислили в школу Шарля Дюллена.

Путь к творчеству и карьера актера

Проучившись три года, парень получил небольшую роль, после которой его стали приглашать на съемки. Правда, больших ролей начинающему актеру не предлагали, поэтому он довольствовался малым, играя незначительных персонажей.

Изменения в судьбе Маре произошли после знакомства с режиссером Жаном Кокто. В 1938 году он предложил красивому и обаятельному молодому человеку роль в фильме «Рыцари круглого стола». Но через год началась война, и актер ушел на фронт. Там он был водителем бензовоза и подвозил горючее на передовую. За проявленную отвагу и мужество Жан Маре награжден Военным крестом.

После съемок в фильме «Вечное возвращение» к актеру пришла настоящая популярность. Он проснулся известным на следующее утро после показа картины, в которой снялся со своей собакой. Мулука Жан привез с фронта, и он был ему верным и преданным другом.

Маре стал востребованным, его приглашали известные режиссеры. Актер снимался в разноплановых фильмах и играл в театре. Сложные трюки выполнял сам, не прибегая к услугам каскадеров. Несмотря на пришедшую славу, он никогда не страдал звездной болезнью. Мужчина всегда оставался доброжелательным и приветливым. Даже журналистов воспринимал спокойно и давал им интервью.

Литература[ | ]

  • Crosland M. Jean Cocteau; a biography. New York: Knopf, 1956.
  • Fraigneau A. Cocteau par lui-même. P., 1957.
  • Oxenhandler N. Scandal & parade: the theater of Jean Cocteau. New Brunswick: Rutgers UP, 1957.
  • Kihm J.-J. Jean Cocteau. P., 1960.
  • Fowlie W. Jean Cocteau: the history of a poet’s age. Bloomington: Indiana UP, 1966.
  • Brown F. An impersonation of angels. A biography of Jean Cocteau. NY, 1968.
  • Sprigge E. and Kihm J.-J. Jean Cocteau. NY, 1968.
  • Brosse J. Cocteau. P., 1970.
  • Steegmuller F. Cocteau. A biography. Boston-Toronto, 1970.
  • Рыкова Н. Я. Жан Кокто // Cocteau J. Thomas l’imposteur. Orphée. La Voix humaine. La Machine à écrire. Poésies. M., 1976. С. 314—336.
  • Evans A. B. Jean Cocteau and his films of Orfic identity. Philadelphia, 1977.
  • Aschengreen E. Jean Cocteau and the dance. Kobenhavn, 1986.
  • Lange M. Cocteau: Prince sans royaume. Paris: J.-C. Lattès, 1989.
  • Touzot J. Jean Cocteau. Lyon: Manufacture, 1989.
  • Mourgue G. Cocteau. P., 1990.
  • Touzot J. Jean Cocteau, qui êtes-vous? Lyon, 1990.
  • Марэ Ж. О моей жизни : С поэт. прил. неизд. стихов Жана Кокто. М.: ТПФ «Союз театр», 1994.
  • Jejcic M. Le savoir du poète. Œdipe selon Jean Cocteau, éd. Agalma, 1996.
  • Гофмайстер А. О творчестве поэта Кокто. Пер. Аронович Е. // Кокто Ж. Петух и Арлекин. — М.: Кристалл, 2000. — ISBN 5-8191-0056-5. — С. 803—807.
  • Дубровина, С. Н. Мифологический театр Кокто («Антигона», «Царь Эдип», «Орфей», «Адская машина»): Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. М., 2001. (неопр.) (2001). Дата обращения: 10 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  • Маре Ж. Непостижимый Жан Кокто. М.: Текст, 2003.
  • Трыков В. П. Кокто // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003.
  • Caizergues P. Jean Cocteau, quarante ans après: 1963—2003. Montpellier: Centre d’étude du XXe siècle, Université Paul-Valéry, Montpellier III; Paris: Centre Pompidou, 2005.
  • Jemma-Jejcic M. Jean Cocteau ou l’énigme du désir. Ce que le poète apprend au psychanalyste. Ramonville Saint-Agne: Editions Eres, 2006.
  • Клименок А. В. Классицизм и романтизм в драме Ж. Кокто «Двуглавый орёл» (рус.) // «Казанская наука» : Статья в научном сборнике. — 2012. — № 7. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  • Клименок А. В. Интертекстуальность в пьесах Ж. Кокто «античного периода» (рус.) // Известия высших учебных заведений : Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2013. — № 2. — С. 87—93. Архивировано 16 февраля 2014 года.
  • Клименок А. В. Приёмы автомифологизации в творчестве Жана Кокто (рус.) // Известия Южного федерального университета : Филологические науки. — 2014. — № 3. — С. 32—39. Архивировано 22 октября 2014 года.
  • Гурова Я.Ю. Жан Кокто : экспериментальный театр поэта. — СПб.: Скифия-Принт, 2021. — 202 с. — ISBN 978-5-98620-453-6

Личная жизнь и ориентация французского актера

Уже в начале своей творческой карьеры Жан был окружен вниманием тысяч поклонниц. Девушки интересовались не только работами актера, но и его личной жизнью. Свои отношения молодой человек не любил выставлять напоказ, но и не имел привычки скрывать их.

Так, в 1942 году стало известно о его бракосочетании с актрисой Милой Парели. Но семейная идиллия длилась недолго, уже через пару лет молодые люди разошлись.

В последующие годы Маре приписывали множество романов с известными дамами, но слухи не имели подтверждений. Через время стало известно, что Жан гомосексуалист. Долгое время его близким другом был Жан Кокто. Их даже называли «Два Жана». Когда в 1963 году известного режиссера не стало, Маре усыновил восемнадцатилетнего парня Сержа.

Но дружбы и взаимопонимания между ними не получилось. Парень был ленивым и не хотел работать. Он тратил деньги приемного отца, спуская их в ночных клубах и других увеселительных заведениях. К концу жизни Жан Маре аннулировал свое отцовство.

Признание[ | ]

С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю»[источник не указан 470 дней

], основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.

Последние годы жизни и причина смерти

Выдающийся актер был талантлив не только на съемочной площадке. Став знаменитым, мужчина увлекся живописью, поэзией, созданием скульптур. В 1980 году он переехал на юго-восток Франции, в город Валлорис, где приобрел виллу на Лазурном берегу. Благодаря семье Паскали, с которыми мужчина познакомился на новом месте, он освоил гончарное искусство.

Полученные знания помогли Маре создавать скульптуры. Его работу оценил сам Пикассо, художник не понимал, почему Жан тратит свое время на съемки фильмов, ведь он обладает такими способностями.

Хобби актера не мешало ему и дальше сниматься в картинах. Одной из последних работ была игра в мелодраме «Ускользающая красота», Маре исполнил роль арт-дилера Гийома. В 1995 году вышел на экраны фильм «Отверженные», где Жан представил героическую фигуру епископа Мириэля. С годами актер все чаще выходил на сцену театра, блистая в знаменитых постановках: «Король Лир», «Тартюфе», «Сид».

Отдавая всего себя искусству, Жан Маре даже не подозревал о страшной болезни, которую ему диагностировали в 1988 году. Друзья не стали говорить актеру, что у него рак костного мозга, решив не травмировать мужчину новостью о страшном диагнозе. Через десять лет Жан Маре скончался от отека легких.

Актер был похоронен в Валлорисе, на старом городском кладбище. После оглашения завещания стало известно, что все свое имущество Жан завещал супругам Паскали. Последняя воля отца не устроила приемного сына. Он решил оспорить завещание в суде. По окончанию слушанья Серж получил часть состояния Маре.

Жан Маре фото

Другие грани таланта

image

Жан Маре прекрасно рисовал, и всегда находил время, чтобы посвятить его этому занятию. Он любил изображать портреты друзей и коллег и, кроме того, делал наброски будущих скульптур. Ваяние было его страстью и неизменно ему удавалось.

В конце жизни на вилле под Каннами Маре отвел большое помещение под мастерскую и в нем в одиночестве творил. Эльдар Рязанов, снимая передачу о знаменитом актере, был удивлен его мастерством скульптора. Произведения Маре хвалили и Пабло Пикассо, и другие известные художники.

Самые популярные фильмы с участием Жана Маре

Во многих странах неимоверным успехом пользовалась картина режиссера Андре Юнебеля «Фантомас», в котором Жан Маре сыграл главную роль. Во время съемок актер перевоплощался сразу в трех героев: журналиста Фандора, лорда Шелтона, Фантомаса. Приключенческая комедия сделала артиста известным практически на весь мир.

Фильм настолько впечатлил зрителей, что некоторые из них решили примерить на себя роль главного героя. Так, на территории Советского Союза стали появляться банды, называвшие себя «Фантомасами». Они совершали ограбления, предварительно надев на головы черные чулки. Министру МВД пришлось внести временный запрет на демонстрацию картины. Даже дети, посмотрев фильм, увлеклись выходками главного героя. Например, рассыпав мусор или разбив окно, они рядом писали мелом «Здесь был FANTOMAS».

Не менее грандиозной работой для Жана стала съемка фильма «Красавица и чудовище». В картине актер появился в трех образах: друг Людовика – Авенан, Чудовище – хозяин волшебного замка, прекрасный принц. Также Маре внес свои коррективы во время создания облика главного героя. Изначально режиссер планировал представить Чудовище с головой оленя, но актер смог доказать, что маска яростного зверя должна выглядеть иначе. Через два года после выхода фильма Жан Маре занял второе место на вручении премии «Бэмби» за лучшую мужскую роль.

В картине «Граф Монте-Кристо» актер мастерски перевоплотился в Эдмона Дантеса. Постановка стала одной из самых ярких экранизаций романа Александра Дюма. Незабываемой для многих стала картина французского режиссера Андре Юнибеля «Жозеф Бальзамо». Сериал вышел на экраны телевизоров в 1973 году, в ней талантливый актер перевоплотился в гипнотизера, владеющего даром предвидения. Также лучшими фильмами с участием Жана Маре можно считать: «Орфей», «Белые ночи», «Странная драма», «Разбитые мечты». Жан Маре — легендарный французский актер, внесший огромный вклад в развитие отечественного искусства. Помимо восхитительно сыгранных ролей, мужчина был отменным скульптором и художником. Маре даже попробовал себя в роли писателя, издав книгу о своем друге Кокто.

Публикации на русском языке[ | ]

  • Кокто Ж. Самозванец Тома / Пер. с франц. В. Мониной. — М.: Никитинские субботники, 1925.
  • Кокто Ж. Портреты-воспоминания. — М.: Известия, 1985.
  • Кокто Ж. Петух и арлекин. (Содерж.: Лирика; Самозванец Тома: Роман; Театр: Пьесы: Орфей; Человеческий голос; Трудные родители; Священные чудовища; Карманный театр; Корот. пьесы, сценарии и монологи; Кинематограф: Неосуществлённые синопсисы; Беседы о кинематографе; Эссе). — СПб.: Изд-во «Кристалл», 2000.
  • Кокто Ж. Петух и Арлекин : Либретто. Воспоминания. Ст. о музыке и театре / Изд. подгот. М. А. Сапонов; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории зарубеж. музыки. — Вып. 1. — М.: «Прест», 2000. — (Литературные памятники музыкального авангарда).
  • Кокто Ж. Портреты-воспоминания. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2002.
  • Кокто Ж. Тяжесть бытия. (Содерж.: Самозванец Тома; Призыв к порядку; Тяжесть бытия; Беседы о кинематографе; Из кн.«Критическая поэзия»; Несобранные эссе; Из лирики). — СПб.: «Азбука-Классика», 2003.
  • Кокто Ж. Сочинения в 3-х тт. — М.: «Аграф», 2001—2005.
  • Кокто Ж. Портреты-воспоминания. — 2-е изд. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
  • Кокто Ж. Ужасные дети. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
  • Кокто Ж. Стихотворения / Перевод с фр. М. Яснова. — на фр. и русск. яз. — М.: «Текст», 2012. — 253 [3] с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7516-1022-7.
  • Кокто Ж. Вокруг света за 80 дней. Моё первое путешествие / Перевод с фр. А. Захаревич. — М.: «Текст», 2013. — 240 с.

Ссылка на основную публикацию
Похожее