Народную артистку Зинаиду Кириенко знают по таким картинам, как «Тихий Дон», «Судьба человека» и «Два капитана». Она была и остается одной из главных советских звезд кино.
ПО ТЕМЕ
Актриса Зинаида Кириенко сломала ногу
Кириенко родилась в Махачкале в 1933 году. Ее отец Геннадий Широков был обеспеченным человеком. Он был вывезен в Англию, а потом по распоряжению Совнаркома вернулся на родину. В конце 30-х его арестовали. Мать поднимала семью одна. После седьмого класса Зинаида училась в Московском железнодорожном техникуме, а потом в сельхозтехникуме. Потом Зинаида Кириенко решила изменить траекторию своей профессии и пошла учиться на актрису. В 1958 году она успешно окончила ВГИК.
ТЕАТР
Зинаида Кириенко работала в Московском драмтеатре, а также Театре студии киноактера. Одновременно с этим она продолжала сниматься в фильмах – «Судьба человека», «Повесть пламенных лет», «Казаки», «Любовь земная», «Любить по-русски» и ногих других. Также актриса пела романсы и читала стихи на сцене.
Зинаида Кириенко стала лауреатом Государственной премии СССР за роль Ефросиньи Дерюгиной и получила Золотую медаль имени А. Довженко.
Биография
Актриса родилась в Махачкале летом тридцать третьего года, спустя три года после знакомства ее родителей – Александры Петровны Ивановой и Георгия Константиновича Широкова. И, если мама актрисы была из простой семьи, то Георгий имел благородное происхождение, окончил юнкерское училище в Тифлисе, а после революции в числе других воспитанников попал в Англию, в которой провел целых десять лет.
На фото: Зинаида Кириенко в молодости
Но тоска по родине влекла Георгия Константиновича назад, и он, вернувшись на родину, обосновался в Дагестане. В двадцать восьмом году Широков познакомился с Александрой, простой девушкой, работницей рыбоконсервного завода, покорившей его своей красотой. Тогда Георгию было двадцать восемь, а его избраннице – всего восемнадцать, но это не помешало им объединить свои судьбы.
Однако их семья просуществовала недолго – когда маленькой Зине исполнилось три года, родители расстались, и, возможно, это спасло жизнь бывшей жене и дочери Георгия Константиновича. В тридцать девятом году Широков стал жертвой репрессий прокатившихся по стране, а мама Зинаиды сначала дала дочке свою фамилию – Иванова, а спустя три года вышла замуж во второй раз, и, чтобы еще больше обезопасить дочь, сменила ей отчество и дала фамилию нового мужа.
Отчим не только подарил приемной дочери свою фамилию, но и заменил ей родного отца. Мать актрисы Александра Петровна была незаурядной женщиной – она не только была великолепной наездницей, но и вела кружок Ворошиловских стрелков — Зинаида Михайловна всегда с гордостью вспоминает о маме.
Военные годы стали одними из самых тяжелых в биографии Зинаиды Кириенко.
«Мое детство прошло в Махачкале, это были голодные военные и послевоенные годы, поэтому я все умела делать по хозяйству, мы даже козу держали и корову», — вспоминает актриса.
Позже, когда Зинаида Михайловна снималась в картинах, повествующих о жизни и быте казачества, ей помогли детские воспоминания и навыки.
Личная жизнь
Первым героем Зинаиды Кириенко стал ее учитель – Сергей Герасимов. Для девушки это была первая любовь и первое разочарование. Юная особа даже нашла в себе смелость признаться мэтру в своих чувствах. Однако Герасимов категорично высказался об этом, посоветовав выбросить все это из головы и думать больше о карьере.
Девушка так и сделала, долгое время она не строила личную жизнь и была одна, пока не заметила на съемочной площадке молодого актера, своего будущего мужа, который лихо скакал на коне, чтобы она обратила на него внимание. Молодые люди вскоре узнали друг друга ближе и начали встречаться. Но Кириенко смущал тот факт, что возлюбленный был моложе ее на 10 лет. Зинаида отправилась за советом к матери, на что та ей ответила: «Доверься своему сердце. Как оно подскажет, так и поступай».
Зинаида Кириенко и Валерий Тарасевский поженились в 60-х годах и прожили вместе до 2004 года, до смерти супруга. В их семье родились двое детей – два сына. Правда, ни один из них не захотел связать свою судьбу с театром или кино. Оба сына осчастливили Зинаиду Кириенко внуками. У старшего сына, Тимура, два сына и дочка, у младшего, Максима, сын и дочь, которые безгранично любят свою бабушку.
Сегодня возрасту актрисы удивляются многие. В свои 83 года она живет активной жизнью, часто появляется на телевидении и продолжает строить грандиозные жизненные планы. Автор: Анастасия Кайкова
Детство, семья
Несмотря на разницу в характерах и во взглядах на жизнь, Георгий и Александра поженились, и в 1930-м году у них родилась дочка, названная Зинаидой. Однако семейная жизнь не складывалась и в 1933-м году супруги развелись. Спустя 6 лет Георгия Широкова арестовали. Скорее всего, ему не простили юнкерского прошлого и жизни в эмиграции. Дальнейшая судьба отца Зинаиды осталась тайной для всех, тем более что Александра Иванова и не собиралась интересоваться судьбой бывшего мужа. Она всецело отдала себя карьере и воспитанию дочки.
В начале 1940 года Иванову направили на работу в одну из станиц Ставропольского края, где она была назначена директором элеватора. Начавшаяся война стала причиной, что Зина пошла в школу только в 8 лет. В том же году, ее мама познакомилась и вышла замуж за комиссованного с фронта по ранению Михаила Игнатьевича Кириенко, заменившего девочке отца.
По окончании 7 классов школы, Зина Кириенко отправилась из Ставрополья в Москву, где стала студенткой железнодорожного планово-финансового техникума. Столица ей не понравилась, и второй семестр девушка уже доучивалась на родине, в сельхозтехникуме. Однако по окончании первого курса Зинаида вновь отправилась в Москву, чтобы стать актрисой. Поступить во ВГИК ей удалось с первой попытки, но условно. Это значило, что она не должна была получать стипендии, и ей не полагалось места в общежитии.
«Тихий Дон»
Курсом, где училась Кириенко, руководили супруги – С. Герасимов и Т. Макарова. Сергей Аполлинарьевич задумал снимать «Тихий Дон», рассматривая свою студентку как будущую исполнительницу роли Натальи, жены Григория Мелехова. Снимая короткометражный фильм «Надежда» в 1954-м, он пригласил начинающую актрису сыграть главную героиню. Она воплотила образ девушки, оказавшейся способной увлечь своего жениха на целину, и была очень убедительна.
Критики воспринимают короткометражку генеральной репетицией, позволившей молодой актрисе Зинаиде Кириенко необыкновенно талантливо воссоздать в «Тихом Доне» драму любящей женщины. Эту высокую планку в дальнейшей творческой жизни самой артистке сложно было преодолеть, поэтому многие воспринимают ее гениальной исполнительницей одной роли. В Наталье воплотилась суть настоящей русской женщины с ее достоинством и благостью, данной от Бога.
Перед сценой проклятия Григория Мелехова актриса решилась осветлить волосы, что выяснилось в ходе пробной сцены. Девушка сорвала с плеч платок, и предстала перед постановщиками в новом обличье. С. Герасимов разозлился и впервые повысил на исполнительницу голос. Но та настолько блестяще сыграла сцену, что во время съемок она вошла в киноленту с одного дубля.
Тишина
Во время съемок в Грозном 27-летняя актриса Зинаида Кириенко, биография и личная жизнь которой до сих пор интересна зрителям, познакомилась с молоденьким 17-летним парнишкой Валерием Тарасевским, игравшим за город в волейбол. Два месяца они ходили, взявшись за руки. Юноша даже устроил актрису к своим родственникам, чтобы она могла полноценно отдыхать после изнурительных съемок, не задумываясь о бытовых неудобствах в гостиничном номере. Это знакомство переросло в настоящее чувство, которое оба пронесли через всю жизнь.
Но красота актрисы не давала покоя и одному из высокопоставленных чиновников, имя которого не разглашается. Кириенко отвергла его ухаживания и поплатилась. Ее перестали приглашать на главные роли в отечественных кинолентах. На протяжении 14 лет она лишь изредка мелькала на экране, не создав ни одного серьезного, запоминающего образа. Выручала лишь концертная деятельность, благодаря которой зрители актрису не забывали.
Начало карьеры в кино
Кириенко получила возможность дебютировать на экране уже на первом курсе. По проекту ООН собирались снимать фильмы о женской борьбе за мир в нескольких странах. От СССР картину «Надежда» (1954) снимал творческий наставник Зинаиды С. Герасимов, который и предложил ей роль. Начинающая актриса успешно справилась с задачей, проявив непосредственность, эмоциональность и самоотверженность.
Кадр из картины «Тихий Дон» (1958). З.Кириенко и П. Глебов
Следующей картиной режиссера был «Тихий Дон» по С. Шолохову. И Герасимов заранее знал, кому отдаст роль Натальи Мелиховой. Теперь невозможно представить, что кто-то другой мог сыграть столь темпераментную и сильную женщину. С выходом фильма в 1958 году Кириенко получила всесоюзную славу, а работа режиссера была отмечена наградами. Также «Тихий Дон» стал стартовой площадкой для актеров Э. Быстрицкой и П. Глебова. К окончанию института Зинаида снялась еще в двух картинах: «Поэма о море» Ю. Солнцева и «Сорока-воровка» (по Герцену) Н. Трахтенберга.
Отрывок, характеризующий Кириенко, Зинаида Георгиевна
– Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, подвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто выказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и теперь начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни. За что вам судьба дала таких двух славных детей (исключая Анатоля, вашего меньшого, я его не люблю, – вставила она безапелляционно, приподняв брови) – таких прелестных детей? А вы, право, менее всех цените их и потому их не стоите. И она улыбнулась своею восторженною улыбкой. – Que voulez vous? Lafater aurait dit que je n’ai pas la bosse de la paterienite, [Чего вы хотите? Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви,] – сказал князь. – Перестаньте шутить. Я хотела серьезно поговорить с вами. Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говорили у ее величества и жалеют вас… Князь не отвечал, но она молча, значительно глядя на него, ждала ответа. Князь Василий поморщился. – Что вы хотите, чтоб я делал! – сказал он наконец. – Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles. [дураки.] Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, – сказал он, улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что то неожиданно грубое и неприятное. – И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас, – сказала Анна Павловна, задумчиво поднимая глаза. – Je suis votre [Я ваш] верный раб, et a vous seule je puis l’avouer. Мои дети – ce sont les entraves de mon existence. [вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования.] – Он помолчал, выражая жестом свою покорность жестокой судьбе. Анна Павловна задумалась. – Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля? Говорят, – сказала она, – что старые девицы ont la manie des Marieiages. [имеют манию женить.] Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne [маленькая особа], которая очень несчастлива с отцом, une parente a nous, une princesse [наша родственница, княжна] Болконская. – Князь Василий не отвечал, хотя с свойственною светским людям быстротой соображения и памяти показал движением головы, что он принял к соображению эти сведения. – Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит 40.000 в год, – сказал он, видимо, не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. Он помолчал. – Что будет через пять лет, если это пойдет так? Voila l’avantage d’etre pere. [Вот выгода быть отцом.] Она богата, ваша княжна? – Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse, comme les pierres. [Бедняжка несчастлива, как камни.] У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. Он будет нынче у меня. – Ecoutez, chere Annette, [Послушайте, милая Аннет,] – сказал князь, взяв вдруг свою собеседницу за руку и пригибая ее почему то книзу. – Arrangez moi cette affaire et je suis votre [Устройте мне это дело, и я навсегда ваш] вернейший раб a tout jamais pan , comme mon староста m’ecrit des [как пишет мне мой староста] донесенья: покой ер п!. Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно. И он с теми свободными и фамильярными, грациозными движениями, которые его отличали, взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону. – Attendez [Подождите], – сказала Анна Павловна, соображая. – Я нынче же поговорю Lise (la femme du jeune Болконский). [с Лизой (женой молодого Болконского).] И, может быть, это уладится. Ce sera dans votre famille, que je ferai mon apprentissage de vieille fille. [Я в вашем семействе начну обучаться ремеслу старой девки.] Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие. – Вы не видали еще? или: – вы не знакомы с ma tante [с моей тетушкой]? – говорила Анна Павловна приезжавшим гостям и весьма серьезно подводила их к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты, как скоро стали приезжать гости, называла их по имени, медленно переводя глаза с гостя на ma tante [тетушку], и потом отходила. Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней. Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. Старикам и скучающим, мрачным молодым людям, смотревшим на нее, казалось, что они сами делаются похожи на нее, побыв и поговорив несколько времени с ней. Кто говорил с ней и видел при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый. Маленькая княгиня, переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкою на руке и, весело оправляя платье, села на диван, около серебряного самовара, как будто всё, что она ни делала, было part de plaisir [развлечением] для нее и для всех ее окружавших. – J’ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе.